Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Д. и Н.Зицер
Азбука НО
СПБ.: Просвещение, 2007

НО – это неформальное образование, которое принято еще называть открытым. Авторы считают свое изобретение «адекватным воплощением гуманистического подхода, его переводом на язык практики, НО дает ответы на многообразные вопросы, которые ставит современная педагогика. Да и не только педагогика – современный мир». Подход предполагает прежде всего субъектность каждого участника образовательного процесса. Именно так: участника, а не ученика. Тот же, кто координирует в данный момент процесс  – педагог, эксперт, воспитатель,  – становится ведущим. Сам процесс строится на личном интересе участников: «Это, пожалуй, главный секрет подхода, его методологический базис».
При этом книжку вряд ли можно отнести к разряду примитивной методической литературы. Вы не найдете здесь статей о повторении–закреплении, памяти–внимании. Нет и узнаваемых примеров из классно-урочной школьной жизни. Впрочем, учитель даже с минимальным опытом легко подберет свои собственные иллюстрации к каждой главе.
Это действительно подход: размышления о принципах, основаниях, технологиях, факторах, влияющих на процесс образования. Вот некоторые названия глав: Атмосфера, Диалог, Интрига, Команда ведущих, Мы, Право на ошибку, Страхи участников, Я… Прервать цитирование трудно, каждое название определенно скрывает что-то интересное, хотя и далекое от классической дидактики. Что ж, открывать и читать можно с любого места, ведь книжка составлена по принципу словаря. Да еще внутри каждой статьи выделены слова, которым посвящен отдельный раздел, как в компьютерном гипертексте. Поэтому читать от корки до корки точно не получится, начинаешь блуждать по всей книжке, и само чтение становится примером свободного образования, где каждый идет своим неповторимым путем в соответствии со своим интересом.
Но в результате получается довольно целостная картина практической педагогики неформального образования.

Школа лидера
Нижний Новгород, 2008

Очень стремительная книжка. В рекордно коротком введении (15 строчек) читателю быстренько сообщают, что перед ним материалы развивающих занятий «Школы лидера», которая проводится в костромском лагере старшеклассников, том самом, который организовали Анатолий Лутошкин и Лев Уманский. И дальше в том же ураганном темпе, почти конспективно изложены сами материалы: совсем чуть-чуть теории по теме каждого занятия, методики, игры, упражнения, правила, тесты, программы, рекомендации.
Очень содержательная книжка. Например, в коротком занятии о правилах эффективного общения уместились правила общения, тест «Умеешь ли ты слушать и слышать?», тест на выявление способностей к общению, пять упражнений, несколько правил публичного выступления и рекомендации «Для решения конфликта необходимо». А в занятии по творческому мышлению нашлось место для «Манифеста о творческом росте» всемирно известной студии дизайна. Вот несколько пунктов: «Коллекционируйте случайности. Неправильный ответ может оказаться правильным ответом на другой вопрос. Обязательно запоминайте неправильные ответы. И подбирайте к ним правильные вопросы». Или: «Позвольте своим мыслям бродить. Исследуйте альтернативные варианты. Оставьте оценку на потом». Или: «Повторяйте. Если вам что-то нравится, сделайте это еще раз, если не нравится  – тем более». Или: «Не расчищайте свой стол. Утром вы можете найти на нем что-то такое, чего не заметили накануне».
Очень короткая книжка. Жаль.

Рейтинг@Mail.ru