Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Критерии, показатели, индикаторы

Казалось бы, чем их больше, тем точнее можно охарактеризовать школу. Но на практике получается по-другому

Как прошел Новый год? Как настроение? Свежие впечатления, из эксклюзивных?» – Мы звоним в регионы, разговариваем с учителями и завучами школ.
«Да нет, – отвечают. – Все какие-то вялые ходят. С прицелом на грядущие проверки. Журналы вот уже пришли проверять. На соответствие записей с календарно-тематическим планированием. Тоже, нашли показатель».
Что, ни завуч, ни директор не в состоянии проверить журналы и сделать правильные замечания по ведению, только эксперты? Да, специальные люди периодически напоминают школе о том, что она ничего не может, не знает, не понимает, а хорошо работает только из-под палки. А как же? Еще начнут исключительно самостоятельно определять, как им обращаться с государственным образовательным стандартом и с детьми. Кто же тогда заказы модернизаторов выполнять будет?

 

«А у нас в квартире газ, а у вас? »

Например, есть заказ школе на разработку показателей оценки качества. Стратегическая задача, хотя определения понятию «качество» в образовании до сих пор нет. Это, как говорится, каждый понимает по-своему. Четверки и пятерки учеников? Квалификация учителей? Школа-магнит? Но, говорят нам, это только часть качества, результат. Процесс тоже должен быть качественным.
Чиновники образования решили, что от централизации задач оценки качества субъектов системы образования надо отойти. Единые государственные подходы должны носить самый общий характер. Так что конкретизируют критерии качества на местах. И это превращается, как правило, в производство оценок.
Завуч школы говорит об этом так: «У нас комплексные критерии, и они непостоянные. Год назад ценилась коррекционная работа, теперь – работа с одаренными. Сегодня конек учителя – победа детей на олимпиадах. Критерии зависят и от наличия специалистов. Убрали у нас валеолога и социального педагога – теперь этим направлениям большого значения не придается. Включили требование портфолио ученика – классные руководители активно заработали в этом направлении, теперь оно у нас приоритетное».
Или такой опыт: «В школе действует ряд программ, по каждой разработан ряд критериев. Компетентности оцениваем так… Параметры по здоровьесбережению у нас такие… По профессиональному самоопределению свои, по адаптации позаимствовали… запустили такую анкету и такую... Оценка качества получается многофакторной».
Тут слова «комплексная» и «многофакторная» сродни «непонятная». Практики из отделов образования сетуют: «При попытке ранжировать характеристики возникает дилемма «количество/прозрачность». Казалось бы, чем больше характеристик, тем точнее можно охарактеризовать ОУ, ан нет. С ростом числа характеристик сложнее интерпретировать результаты. А при попытке обобщить результаты для разных типов школ мы неизбежно получаем необозримый наукообразный и, главное, бесполезный бред».
Чего и ждать, если люди сами строят систему оценки под требуемые программы, прописывают показатели и индикаторы, подбирают и применяют инструменты, а для внутреннего употребления, увы, у них совсем другие, более простые элементы и отношения. И в какой-то школе главное при оценке качества работы учителя – аккуратный журнал, а в какой-то – участие в районном конкурсе кормушек. Это как директор решит, ведь фонд стимулирования в его руках.

«Ну, летите, как хотите!»

Теперь руководителям образования объявили: управляйте как угодно, но чтобы результат был, какой нужен.
Казалось бы, неплохо – свободное плавание. Общие установки даны, и чтобы их реализовать, каждая школа работает, как умеет, как понимает и как считает нужным. Но не тут-то было.
Во-первых, «мы в миллионах участвуем», а в ПНПО списки критериев вполне себе определенные. Во-вторых, сегодня все ударились в разработку показателей результативности для НСОТ – животрепещущая тема. Каждый шаг по коридору конвертируется в баллы. Из баллов складываются рейтинги. Теперь по баллам ни у кого ни прогульщиков, ни двоечников нет ?– ничего плохого. И все во всем участвуют: от рейтинга школы зависит зарплата администрации школы. Так что беги, учитель, за очередным плюсиком для школы по заданию городского Центра дошкольного воспитания, но и о параметре «благоприятный психологический климат на уроке» не забывай.
И далее: рост результатов – откуда выжать, если ребенок – стабильный троечник, и слава богу? Но тут как раз «косвенные показатели» оказались кстати, «динамика на плюсе». Рост есть – роста нет. Колонка одна – колонка другая.
Отслеживать продвижение общего развития, говорят одни завучи, хорошо по Зан­кову: сохранил ребенок к 9 классу любознательность, познавательную активность и коммуникативные навыки или нет. Или по Хуторскому, говорят другие, по ключевым компетенциям, – авторитетный метод. Или развитие успешности по Никонову… Для обучающихся по программе «2100» одни критерии качества, по другой ?– другие. Мониторинг «наш» ?– мониторинг по кому-то. И так далее.
Кому близка такая система оценки качества, кто умеет ею эффективно пользоваться? Тот, кто способен к оперативному реагированию с целью «ухватить». У кого нет собственных представлений о качественной работе учителя.

Палата мер и весов

Летающие тарелки заумных требований не зря свистят над головами. Что-то в нас деформируют. К сожалению, в новогодних разговорах пришлось услышать от директора школы и такое: «Теперь главное в хорошем учителе – чтобы дети были присмотрены, проблем с родителями и конфликтов с учениками не было. А остальное мы бумажками закроем, будьте уверены».
Но ведь «остальное» – это и уроки, и вся школьная жизнь, творческая, свободная, приносящая удовлетворение учителям и детям. «Остальное»-то и есть главное условие качественного образования, если его понимать по-человечески, а не в убогой идеологии «успешности»!
Только вот измерить уровень некомпетентности решений, принимаемых по поводу образования, экспертов не находится. Не проводится «поверок средств измерения с целью определения и подтверждения соответствия средства установленным требованиям», как это делается метрологами Палаты мер и весов.
И хотя с недавних пор Палата находится в ведении Министерства образования и науки, а не Министерства юстиции, заботы о «сохранении единообразия, верности и взаимного соответствия мер и весов» в отрасли не наблюдается.

Рейтинг@Mail.ru