Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

«Побольше доверия своему Я!»

Ответственность педагога в том, чтобы хорошо относиться к себе и иметь на это право

Календарный год на исходе. Веха, как ни убеждай нас действительность в том, что учебный-то год в самом разгаре. На декабрь пришелся и пик мероприятий, посвященных проблемам образования. Одно из самых крупных – IV Всероссийский съезд психологов образования России.
Важнейшей задачей службы практической психологии была названа защита детства. Главным критерием качества работы психолога – учет феномена детства. А основной проблемой педагогов – низкий уровень социальной компетенции. С последним не очень понятно. Разве новая конкурсная культура не формирует уверенное поведение учителей, не дает им установку на лидерство? Только и слышно: «Докажи, что ты лучший!» Оказывается, нет.
«Попытка заменить личностные компетенции социальными становится все более агрессивной. Но так проблему не решить», – говорила на съезде Светлана КРИВЦОВА, кандидат психологических наук, преподаватель факультета психологии личности МГУ. Мы приводим сокращенную стенограмму ее выступления.

 

«Нет» на полпути к «да»

Социальным компетенциям даются разные определения, но договоримся, что будем понимать под ними сформированное в человеке чувство внутреннего согласия с собой. То есть речь пойдет не об адаптации, а о некой личностной устойчивости, внутренней правоте. О достоинстве.
Повезло ребенку, который оказался рядом со взрослым, доверяющим собственным оценкам, чье Я крепкое. Худший вариант ?– человек, внутри которого сидит обиженный ребенок. Он небезопасен, с ним трудно и непонятно. Ответственность педагога в том, чтобы хорошо к себе относиться и иметь на это право.
При аттестации нас просят назвать свои сильные стороны. Кто-нибудь пишет про упорство духа, например? Про то, что вы переживаете себя как ценность? Разрешаете себе быть открытым в чувствах? Про то, что все, что в вас есть, – не случайно? Что вы относитесь к себе с теплотой?
Вам смешно. Потому что привыкли: людей программируют на автоматические реакции. Рефлектировать, думать незачем или некогда. А думать надо, ведь все настоящее противоречиво.
Человеческое Я формируется в сообщении с другими, в отстаивании «собственного». На уровне социальной компетенции это означает, что человек умеет говорить «нет», если что-то не соответствует его представлениям. Собственно, личность – это и есть то, что говорит в нас «нет». Нет – несправедливости, недостойным предложениям, искушениям – всему, что не является для нас правильным, что идет наперекор нашей совести.
Понятно, мы всегда недостаточно хороши, но, подходя к себе и к другим с мерками анализа, «конструктивно», мы плодим предубеждения, недоверие к собственным чувствам, а это путь к депрессиям и отчуждению.
Самая верная цель – стремление к внутреннему согласию. Есть в нас это чувство ?– тогда все, что мы исполняем, не вызывает у нас раздражения другими и недовольства собой. Тогда у нас необиженное сознание. Его признак – открытость. Но зачастую эта открытость, как камешек в ботинке, мешает. Особенно детям и педагогам.
Парадокс: чтобы Я ребенка формировалось, ему нужно Я взрослого, которое уже сформировалось. Однако именно среди педагогов такое Я надо еще поискать – о причинах сейчас говорить не будем, только о следствиях. Если мы хотим вырастить ребенка со слабым Я, его надо ограждать от контактов с другими, стараться, чтобы он никогда не получал того, чего хочет, и затруднялся бы без подсказки сказать, нравится ему что-то или нет. Вряд ли мы хотим этого.

Три кита поддержки Я

Во-первых, это уважительное внимание к человеку. Важно, когда кто-то меня видит в целом, а не функционально. Если же человека воспринимают как функцию, то есть исключительно контролируют, у него формируется расстройство по типу паранойи. Ему чудится, что за ним постоянно наблюдают, даже когда он совсем один.
Важно, когда к человеку относятся именно как к конкретному лицу, а не проецируют на него свои проблемы. Иначе он ощущает, что все от него чего-то хотят, для чего-то используют. Разрыв между тем, к чему человека вынуждают, и тем, что он сам про себя ощущает, тоже приводит к личностному расстройству: внутри нет ясного «да» самому себе, там поселяется щемящая пустота. Тоска.
Человеку нужно, чтобы его чувства и потребности принимались в расчет, а это и значит – видеть человека целиком. В таком взгляде особенно нуждается ребенок: появляется ощущение почвы, способность входить в резонанс с другими и видеть собственную ценность.
Во-вторых, справедливая оценка. Она возможна, если мы воспринимаем человека целиком и помещаем свое видение в понимающий контекст. Признаем его ценности и даем справедливую обратную связь. Для ребенка это самая существенная опора и поддержка. Но беда в том, что часто значимые для нас люди важное признают не важным. Обидно: несправедливое руководство, несправедливая обратная связь. И это, казалось бы, отменяет все надежды на поддержку.
Однако не так все просто. Диалог Я и Ты всегда строится на напряжении. Человек всегда волнуется, когда показывает что-то собственное миру. Да, открытый человек уязвим, но это и есть повод к выстраиванию справедливых отношений.
И это в-третьих: истоки справедливой оценки следует искать в справедливом отношении. А справедливое отношение – это отношение персональное. Его очень трудно сохранять: человек (тем более ребенок) не всегда дает повод к уважению. Но подумаем: когда все-таки – дает? Всегда, когда мы слышим за словами и поведением человека духовную работу. Не того уважаем, кто, как флюгер, поворачивается на внешнюю оценку: «Ты хороший» – пять минут радости; «Ты плохая» – пять минут обиды. Нет, все мы понимаем, что это нездоровый способ жизни, всего лишь реакция. Внутренняя работа наступает, когда в нас возникает вопрос: это действительно так? Когда выносится самостоятельное решение относительно собственной правоты или неправоты. Я «сплоховал» не потому, что мной недовольны, а потому, что действовал не в согласии с собой. Или, допустим, меня ругают за некачественную работу, но я-то знаю, что заслуживаю высокой оценки, потому что в данных обстоятельствах сам факт ее исполнения стоил невероятных усилий: я все-таки приехал, я не бросил людей. Тогда исчезает тревога, уходит внутреннее напряжение. Человек спокоен.
Эти внутренние диалоги, этот внутренний обмен обеспечивают нам абсолютно непробиваемый тыл. Как ни грустно, но правда в том, что обществу нужно, чтобы существовало общество, школе – школа. А человеку? Человеку надо набрат ься окаянства, чтобы быть собой.
Каждому из вас я желаю почаще переживать это теплое общение с собой. И побольше доверия своему Я.

Записала Людмила КОЖУРИНА

Продолжение темы на 13-й странице

Рейтинг@Mail.ru