Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Чканникова Варвара

О памяти, самостоятельности и внутренних образах

Фрагменты из наиболее интересных исследований психологии детства

На чтениях памяти Л.С.Выготского прозвучали не только теоретические доклады. Слушателям были представлены новые данные в области детской возрастной психологии, с некоторыми из них мы хотим познакомить наших читателей.

Право на творческое преобразование

Ксения Лобастова, НИИ ИСРОО:
– Нам кажется, что мы все делаем с детьми правильно: стараемся четко определить нормы и эталоны культуры, заботимся об их самостоятельности. Но вопрос заключается в том, как мы сами понимаем эти нормы и эталоны. И как понимаем самостоятельность.
Чтобы действовать как субъект, ребенок должен иметь право и способность свободно, творчески преобразовывать сами нормы, искать новые способы решения проблем. Иначе говоря, самостоятельность – это не только умение «самому стоять», удерживаясь за то, за что удается зацепиться. Это умение опираться на себя, преобразовывать, а не только выбирать из готового.
…Иначе воспитание не имеет своим предметом непосредственно человеческую личность – ее суть выражают свобода и творчество, – а становится адаптацией ребенка к наличному бытию.

Кто что помнит?

Татьяна Наумкина, Институт психологии РГГУ:
– Память на разных возрастных этапах работает по-разному. В младшем школьном возрасте запоминаются разделенные формы, используются разобщенные способы запоминания. По мере взросления и овладения средствами переработки информации – более общие. В 7 классе уже заметны качественные изменения в структуре памяти. В раннем подростковом периоде большое значение имеют аудиальные формы памяти, что подтверждает значимость общения как ведущей деятельности в раннем подростковом возрасте.
…Поскольку первая мнемическая активность – это узнавание, то естественно, что на уровне узнавания ребенок помнит гораздо больше, чем на уровне воспроизведения. Ситуация «помнит, знает, но сказать не может», весьма распространенная в обучении, не должна огорчать взрослых, тем более становиться проблемой для ребенка. Функционально мозг созревает только к 12 годам.

Почему нельзя докучать пятнадцатилетнему

Ирина Сысоева, Институт психологии РГГУ:
– В начале юношеского возраста у молодых людей складывается довольно устойчивый образ себя. Этот образ становится основой их мировосприятия и оценок других людей. Именно образ Я обеспечивает юношам возможность выбирать деятельность не по тому, нравится она или нет сверстникам, как это делает подросток, а согласно собственной внутренней сущности. По мере развития, приближения к старшему юношескому возрасту человек начинает понимать возможность самоизменения и его способы.
Одной из важных составляющих ведущей деятельности этого периода является игра, «игра в себя», точнее, «игра с собственными образами». Это игры-ассоциации, где воображаемая ситуация служит способом осмысления собственных отношений и эмоций. С одной стороны, этот вид игры имеет много общего с игрой дошкольника, где самое главное – построить воображаемую ситуацию и действовать в ней, но с другой – ее предметом являются эмоциональные состояния, переживания. Игра в самого себя предполагает не просто изменение поведения, но и управление своей волей – ведь предметом такой игры становится внутренний образ самого себя.
…Так что не высмеивайте и не комментируйте своего ребенка, когда он «в роли».

Если ваш ребенок – низкостатусный школьник

Татьяна Смирнова, Институт психологии РГГУ:
– «Непринятый», «пренебрегаемый», «отвергаемый» – кто он?
Получающий мало позитивных оценок? Неуспешный? Первый совет: присмотритесь, как ребенок сам воспринимает свое положение. Бывает и другая ситуация: у ребенка все хорошо, он внешне успешен, а собой вечно недоволен.
Но как быть, если ваш ребенок все-таки считает себя неудачником, потому что получает постоянную негативную оценку и воспринимает свое положение не иначе как в связи с отношением значимого взрослого и одноклассников, чьи взгляды также формируются под влиянием учителя?
Полезно знать: в исследованиях обнаружена связь стиля педагогического общения и эмпатии (способности поставить себя на место другого человека) учителя с количеством низкостатусных учеников. В классах учителей, проявляющих большую эмпатию к родителям, оказалось наименьшее количество низкостатусных учеников. Учителя, эмпатирующие родителям, лучше понимают своих учеников и потому создают более благоприятный психологический климат в классе – за счет менее стереотипного подхода к ученикам.

Рейтинг@Mail.ru