Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Педагогическое образование: тезисы реформы

Минобрнауки приглашает в школу магистров и бакалавров

На недавних парламентских слушаниях обсуждался вопрос, как реформировать структуру и содержание педагогического образования («ПС» № 21). Конкретных предложений в Думе выдвинуто не было, хотя тему признали чрезвычайно важной. Теперь к дискуссии подключилось Минобрнауки: на заседании ведомственной рабочей группы был рассмотрен план модернизации педагогического образования. Его представила советник мэра города Москвы Любовь Кезина.

Поэтапные планы

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Профисервис». В широкий спектр предложений компании «Профисервис» входит такая услуга, как срочный ремонт автоматических ворот в Москве и московской области. Большой опыт работы и профессионализм специалистов компании «Профисервис» обеспечивают высокое качество и надежность всех осуществляемых работ, будь то ремонт автоматики Came Nice LiftMaste, рулонных, откатных или секционных ворот. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и оформить онлайн - заявку на ремонт автоматических ворот можно на официальном сайте компании «Профисервис», который располагается по адресу http://www.profeservice.ru

Первый этап реформирования – реорганизация сети образовательных учреждений, ведущих подготовку педагогов. Педагогические училища предлагается преобразовать в педагогические колледжи. А из всех педагогических вузов (их на сегодняшний день насчитывается не более 70) оставить 10–12 наиболее сильных. Остальные же сохранить лишь в качестве факультетов в структуре классических университетов.
В каждом федеральном округе на базе ведущих психолого-педагогических вузов  – таких как РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург), Московский государственный педагогический университет (МПГУ) и другие – предполагается создать национальные исследовательские университеты с сетью филиалов.
На втором этапе модернизации педагогического образования планируется изменить его содержание, прежде всего за счет усиления психолого-педагогической составляющей на всех уровнях – от среднего и высшего профессионального до институтов повышения квалификации.
Какие специалисты должны прийти в школы?
По мнению реформаторов, в начальных классах могут работать выпускники педагогических колледжей, педагогических университетов или педагогических факультетов на базе классических университетов, имеющие дипломы бакалавров по соответствующему профилю.
В подростковой основной школе (5–9 классы) могут преподавать как магистры, так и бакалавры с профильным образованием, закончившие педвуз, или педагогический факультет классического университета, или другие вузы.
Но в третьем случае они обязаны получить психолого-педагогическую подготовку в интернатуре или в магистратуре.
В старших классах должны работать специалисты с дипломами магистров, а в случае отсутствия у них педагогического образования они также обязаны закончить психолого-педагогическую интернатуру.
Как известно, врач, не прошедший обучения в интернатуре, не допускается к работе в лечебном учреждении. По этому же принципу учитель, не получивший соответствующий документ об окончании этого уровня образования, не будет допущен в школу.

Интернатура и повышение квалификации

Введение нового уровня обучения, по мнению Любови Кезиной и ее коллег, увеличит возможности трудоустройства в школе для специалистов с непедагогическим образованием (это предложение выдвинул Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию).
Однако, по словам директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Игоря Реморенко, в ближайшее время предстоит решить вопрос о нормативном, методическом и финансово-экономическом обеспечении статуса психолого-педагогической интернатуры. А также понять, каким образом она вписывается в систему двухуровневого образования.
В связи с этим Игорь Реморенко предложил включить в перечень проектов, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы, исследования по следующим темам: интернатура; привлечение в школу специалистов из других сфер деятельности; психологическая подготовка учителя; повышение квалификации педагогов.
Что касается последней темы, то представители рабочей группы во главе с Любовью Кезиной считают целесообразным установить обязательное (один раз в пять лет) прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации с получением сертификата об окончании таких курсов. Каждый учитель получит ваучер на 216 часов обучения. И с этим документом он вправе прийти в любую организацию, будь то вуз, или академический институт, или институт повышения квалификации.
Такая система, принятая в западных странах и в Самарской области, способствует развитию конкуренции и повышению качества образовательных услуг в этой сфере.

Спорные моменты

Список перечисленных мер планируется в ближайшее время опубликовать на сайте Минобрнауки для общественного обсуждения. Пока это лишь предварительные наметки. И далеко не все члены рабочей группы поддерживают эти инициативы, считая их излишне жесткими и категоричными.
Особенно много споров вызвало предложение сократить число педагогических вузов и преобразовать их в факультеты классических университетов.
По мнению оппонентов, реформаторы переоценивают возможности классических университетов и не учитывают тот факт, что их выпускники, как правило, не нацелены на работу в школе. Правда, в целом ряде педвузов уровень трудоустройства выпускников по специальности не превышает 10–15%, а качество подготовки очень низкое.
Об этом заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко в одном из своих недавних выступлений. Как отметил министр, «в ряде регионов власти ставят вопрос о том, что им этот вуз (имеется в виду педагогический. – О.Д.) не сильно нужен», но пообещал, что каждый случай будет рассматриваться в индивидуальном порядке.
Таким образом, предложения как нельзя более отчетливо отражают радикальные настроения в Минобрнауки: ведомство нацелено на «большой передел» в системе высшего профессионального образования, и педагогического в том числе.

 

Рейтинг@Mail.ru