Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Никитина Ольга

Работать с детьми станет гораздо проще, если...

учитель сумеет выстроить отношения с ними по типу «взрослый–взрослый»

Выведение учеников в ролевую позицию взрослых не может быть ситуативным и частичным. И прежде всего нужно сделать выбор: понять, какие отношения с детьми и на уроках, и во внеурочном пространстве вы предпочитаете. Но как это сделать?

Отношения «взрослый – ребенок» эффективны только внешне, чаще всего в ситуациях, когда педагог хочет добиться беспрекословного повиновения. Встать  – сесть. Выполнить задание, цель которого хорошо понятна педагогу, но не понятна ученикам. Отвечать у доски вопреки желанию ученика. И многое другое. Добиться повиновения можно, но при этом не стоит ожидать, что в отстутствие учителей ученики так же добросовестно будут относиться к занятиям, как при нем. Для них в этом нет смысла. Они – исполнители, с них и спрос невелик.
Отношения «взрослый – взрослый» гораздо эффективнее, но учителю, решившему на их основе строить обучение, придется пожертвовать ощущением собственной силы и власти. Тем не менее, если этот барьер удастся преодолеть, с детьми станет работать гораздо проще: можно будет понять возникающие у них проблемы, обсудить имеющиеся возможности; ребята начнут действительно понимать меру собственной ответственности в образовании. При этом типе взаимоотношений между учителем и учеником часто возникают совершенно неожиданные ситуации. Например, ребенок может прийти к выводу, что он достаточно хорошо понял тему и готов сам себя проверить – написать контрольную работу. С просьбой дать задание он обращается к педагогу и, даже находясь в кругу друзей, без «зоркого, всевидящего ока» учителя, отказывается списывать: ведь это не кто-то его проверяет, а он проверяет сам себя.
Первый шаг для построения отношений с учениками по типу «взрослый – взрослый» достаточно прост. Попросите сделать вместе с ними (или с одним учеником, с которым возникает наибольшее количество проблем) общую работу вне урока. Работу, в которой вы будете на равных. Например, сыграть роли в одном спектакле (где не вы являетесь режиссером!), оформить кабинет или посадить цветы в школьном саду… Внеурочное пространство дает гораздо больше возможностей для того, чтобы понять друг друга. Конечно, изменить отношение к ученику, особенно к тому, кто на уроках груб, невнимателен, бывает сначала трудно. Но не стоит торопиться. Немного терпения, и ребенок сам сделает шаг навстречу: начнет сочувствовать учителю, у которого его часть совместной работы не получается идеально, предложит свою помощь и поддержку. Момент принятия этой помощи, искренняя благодарность за нее и станет моментом изменения ролевых позиций во взаимоотношениях.
А потом начнутся обычные школьные дни – уроки, на которые придут тот же самый учитель и тот же самый ученик, но уже с изменившимися по отношению друг к другу позициями. И снова у ребенка не все будет получаться так, как хотелось бы учителю. Но в тот момент, когда захочется упрекнуть его в нерадивости, учитель вспомнит о том взрослом человеке, вместе с которым совсем недавно работал бок о бок. И, вместо того чтобы ставить плохую отметку, попробует выяснить причины непонимания, постарается найти другой путь объяснения.
Тогда появится шанс и в учебном пространстве стать единой командой, а не двумя противоборствующими сторонами  – ответственным взрослым и несмышленым ребенком.

Рейтинг@Mail.ru