Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Куценко Елена

Новые подходы к повышению квалификации

Нижегородский центр непрерывного образования уже пятнадцать лет работает с учителями города и области таким образом, что и «непрерывное», и «образование» обозначают вполне реальные понятия, а не модные фигуры речи

Термин «непрерывное образование» на словах означает, что учителя должны иметь возможность получать профессиональные консультации, иметь широкий доступ к специальной информации – одним словом, повышать мастерство постоянно. На деле же повышение квалификации для многих заключается в том, что раз в пять лет приходится «выбрать» из небогатого списка курсов и прослушать положенные часы для получения заветного сертификата. Но разве может быть иначе, если большинство российских школ расположено вдалеке от столичных университетов, а финансирование оставляет желать много лучшего?

Когда учитель становится соавтором

Все уже, кажется, согласились с тем, что обучение не должно быть только репродуктивным, что ребенок – это личность с уникальным набором качеств, обладающая индивидуальным темпом освоения знаний, что образование – это развитие гибкости мышления, рефлексии, коммуникативных навыков, умения работать с информацией и делать выбор. А образованный выпускник – это человек, успешно и с удовольствием учившийся в школе, умеющий и жаждущий продолжать свое образование. Но какими средствами мы этого пытаемся достичь? Программа, урок, учебник, методичка (единая на все случаи жизни) и учитель, стиснутый многочисленными ограничениями, предписаниями и инструкциями.
Это системное противоречие попытались разрешить создатели центра пятнадцать лет назад. И даже без покушения на формальные устои классно-урочной системы. Программа, урок, учебник никуда не исчезли, они лишь перестали быть статичными, консервативными за счет того, что изменилась позиция учителя. Приходя в центр, учитель вступает в долгосрочное сотрудничество с авторами учебников, разработчиками программ, учеными и коллегами-учителями.
На многих конференциях говорится о том, что педагогическая наука и школьная практика с трудом находят точки соприкосновения, здесь же они успешно находят общий язык и, главное, приносят реальную пользу друг другу. Идея состоит в том, что методисты выбирают из множества школьных учебников те, которые дают максимальные возможности для развития ребенка, и не просто внедряют их у себя, а привлекают авторов к совместной работе. Материальный результат – это УМК, углубленный вариант учебника с рабочими тетрадями, в которых собраны задания разных уровней сложности.
Есть и другой результат – повышение квалификации учителя, осознание себя в роли субъекта образования. Как показал опыт, авторы, даже очень известные, заинтересованы в обратной связи и с неподдельным интересом приходят на уроки с использованием их учебников. А для учителя такое сотрудничество просто неоценимо. Из исполнителя он превращается в равноправного разработчика проекта.

Работа в мастерских

Учитель в начале своего образовательного цикла выбирает мастерскую, предметную или общепедагогическую. Например, «Адаптация в педагогическую практику современных педагогических технологий в процессе апробации обновленных УМК по русскому языку в 5 классе» или «Развивающие возможности урока
(6 класс)». Вместе с методистами планируются этапы работы, сроки, формы представления результатов. Участники мастерской встречаются один раз в месяц. На первых занятиях ведущие знакомят учителей с теорией. А потом начинается практическая работа по созданию нового пособия из УМК или совершенствование уже действующего.
Создание рабочей тетради, сопровождающей учебник, становится стержнем образовательного проекта для участников мастерской. На него нанизываются необходимые профессиональные умения: предметные, дидактические, психологические, информационные. В процессе работы над тетрадью учителя не просто подбирают разнообразный и интересный дидактический материал. Они используют его с учетом возрастных особенностей и набора навыков, который желателен для ребенка на этом этапе обучения. Тем самым расширяется образовательный запрос педагогов. Лекции и семинары ведущих ученых из АПКиППРО, московских,
петербургских, нижегородских вузов, РАО, с которыми сотрудничает центр, становятся логичным и необходимым ресурсом для продолжения работы.
Конечно, идеальный учебник создать невозможно, но может, это и хорошо. Каждый новый ракурс оценки уже, казалось бы, готового пособия дает возможность для нового шага. «Не так давно мы закончили работу над тетрадью по русскому языку для пятых классов. Нам казалось, что получилась она просто безупречной. Но после семинара кандидата психологических наук Марины Битяновой посмотрели на результат своих усилий с иной точки зрения: насколько наше пособие развивает коммуникативные навыки? Оказалось, что недостаточно. Что ж, не беда, создали творческую группу, которая разработала цикл упражнений «Учимся работать в группе». Похожая история произошла с умением классифицировать, требование которого внезапно появляется в пятом классе. Но откуда оно возьмется, если в начальной школе над ним специально не работать? Обнаружив это, учителя вместе с учеными нашли путь для формирования навыка классификации на материале нескольких учебных предметов», – вспоминает директор центра Наталья Васильевна Тангалычева.
Спокойное и конструктивное отношение к ошибкам и промахам учителя принимают и переносят на работу с детьми.

Урок по своему пособию

Занимаются педагоги и разработкой уроков по своим пособиям. Это происходит коллективно: учителя обсуждают разные варианты всех этапов урока, спорят о том, какие методические приемы и материалы будут наиболее эффективными. Здесь участники мастерской активно используют полученные знания об образовательных технологиях: французских мастерских, проблемном диалоге, критическом мышлении. Кстати, знакомятся с новыми педагогическими технологиями все предметники вперемешку, чтобы сразу моделировать их использование на разных предметах.
После того как модель урока придумана, один участник мастерской берется провести только что разработанное занятие в присутствии остальных коллег, а после урока все обсуждают, что было задумано удачно, а что можно изменить.
Анализ результатов и диагностика  – постоянные рабочие процессы, необходимые для коррекции. Если не получается у всех – ошибка тетради или учебника; если проблемы в отдельном классе – задуматься нужно учителю; если у одного ребенка – это повод для того, чтобы учитель вместе с методистом и психологом нашли причину неуспешности и наметили возможный выход.
Такая форма собственного образования как ничто другое меняет сознание учителя, стиль его взаимоотношений с учениками. Методисты рассказывают об открытом уроке по истории в шестом классе, где присутствовал автор учебника М.Ю.Брандт. Дети заспорили о том, как трактовать один из разделов параграфа, дискуссия зашла бы в тупик, если бы один ученик не предложил: «Здесь же автор учебника, давайте попросим объяснить, какая позиция ему ближе». Этот забавный эпизод очень диагностичен: значит, на уроке ребенок воспринимает всех окружающих как образовательный ресурс. То есть стиль общения, принцип сотрудничества перенесены в класс из мастерских. В ответ на вопросы о работе центра: по какому принципу учителя делятся на группы? как возникают новые темы? кто выбирает новых авторов? – Наталья Васильевна каждый раз отвечает: «По-разному, в зависимости от ситуации». Наверное, это и есть самый важный элемент содержания образования  – привить учителям вкус к живой исследовательской работе, самостоятельному выбору форм, методов, технологий. Тогда и ученики становятся частью исследовательского процесса. Они вместе с учителями участвуют в пресс-конференциях авторов учебников. Ребятам всегда предлагают оценить новое пособие из УМК. И если ребенок написал: «Когда увидела целых семь заданий после стихотворения, даже напугалась» или «Если бы в тетради были ребусы и кроссворды, цены бы вашей тетрадке не было!», то может быть уверен, что его замечание будет принято с благодарностью и учтено.
Программы и подходы методистов центра тоже меняются с приобретением опыта. Например, в последние годы они стали рекомендовать школам учиться целыми командами, когда увидели, что один учитель, перестроивший свою работу, становится белой вороной. «Приходит к нему завуч на урок, где дети, распределив задания, увлеченно работают, и возмущается, что учитель стоит в уголке и «ничего не делает». И только получив опыт групповой работы в мастерской, этот завуч поймет, что подобный урок – высший учительский пилотаж. А еще администрации школы совершенно необходимы управленческие навыки», – рассказывает заместитель директора центра Татьяна Павловна Корягина. Сама бывший завуч, она работает с группами школьных управленцев.

Родители-партнеры в образовательном пространстве

Можно сказать, что инициаторы создания центра реализовали сильный управленческий ход: обнаружили в системе образования востребованную нишу и создали структуру, которая предоставляет дополнительные образовательные услуги школьным педагогам. В школах вариативность существует – специализированные и частные школы, гимназии, – родителям есть из чего выбирать. А в системе повышения квалификации – практически нет.
Новгородский центр стал одним из первых образовательных учреждений, работающих параллельно с государственной системой повышения квалификации. За дополнительное образование учителей платят родители (сумма оплаты за месяц вполне гуманная). На эти деньги издаются УМК, разработанные в процессе обучения, часть выплачивается самим учителям – за дополнительную работу по разработке и апробированию новых пособий. Однако семьи не рассматриваются как просто «кошелек».
При поступлении в школу родителям предлагают выбор: обычная программа или класс, где учатся по УМК, разработанному в центре. Для того чтобы легче было сориентироваться, родителей приглашают на открытые уроки, организуют класс для малышей по подготовке к школе, психологи центра консультируют родителей относительного того, показана ли их детям та или иная программа. Но в любом случае решающее слово остается за семьей.
Необходимость заключать договоры между родителями, которые решили оплачивать дополнительное образование «своих» учителей, и центром привела к созданию попечительских советов. Эту структуру, создававшуюся изначально для упрощения денежных вопросов, педагоги потихоньку стараются приобщить и к педагогическим проблемам. И постепенно родительские собрания стали трансформироваться в образовательные семинары. Используя то, что родители организовались хоть в какое-то сообщество, пусть на первых порах формальное, педагоги и методисты стараются сделать их своими партнерами в решении не только финансовых, но и содержательных задач. И с течением времени папы и мамы на самом деле начинают чувствовать себя попечителями. Если, например, в семье ребенка, проучившегося с классом несколько лет, случается несчастье и нет больше возможности платить, остальные родители распределяют на всех его долю. Бывает и так, что всем миром собирают талантливого ученика на олимпиаду высокого уровня или в значимую для него поездку.
Признавая права родителей как заказчиков и ценя их как партнеров, центр проводит совместные тренинги, конференции. Без их участия не проходит ни одна олимпиада или школьный праздник. Победители конкурсов всегда выходят на награждение вместе с родителями.

Рейтинг@Mail.ru