Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ПОСТУПКА


Ростова Людмила

Попробуем обезвредить вредину

Но начинать надо... с себя

Чем больше взрослые недовольны, тем ребенку яснее: его старания достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Чтобы исправить вредное поведение ребенка, придется запастись терпением. А главные усилия направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции на конструктивные действия, не реагировать привычным, стереотипным образом.
Каждый раз спокойно объяснять ребенку на понятном ему языке, что, почему и зачем мы делаем и чего хотим от него. Не распекать и не читать нотации. Ребенок мало что поймет в состоянии стресса, и желание сделать все наоборот только усилится.
Вырабатывать правила школьной и семейной жизни вместе с детьми, а не «спускать» их им в виде приказов. Помнить, что правила существуют не сами по себе, не для неукоснительного выполнения, а для того, чтобы жизнь стала лучше, удобнее, понятнее.
Вместо безапелляционных требований использовать альтернативные предложения. Чаще советоваться с детьми, интересоваться их мнением.
Показывать, что из любой ситуации существует не один выход, а несколько и некоторые варианты лучше других. Если же ребенок настаивает на неправильном действии, позвольте ему ошибиться! Объясните, почему так не следовало бы поступать, но коль он хочет – пусть попробует и сам убедится, что был не прав.
Учить ребенка выражать словами свои чувства, в том числе и негативные. Чтобы он мог объяснить: «Я устал… мне обидно… я все время вспоминаю тот неприятный случай… хочется побыть одному, помолчать». Если ребенок получает возможность облегчить тягостные переживания рассказом о них, ему не понадобится выражать их в злобных действиях наперекор.
Ни в коем случае не наказывать вредных детей лишением внимания. Подчас взрослые в ответ на вредность заявляют: «Я с тобой не разговариваю» – и выдерживают характер. Действительно долго не разговаривают и не замечают. Для детей это настоящая катастрофа, которая только усугубляет проблему. Мстить ребенку нельзя. Месть не только разрушает эмоциональную связь, но и дает ребенку опасный пример: мстить можно, раз взрослые мстят мне.
Всегда помнить, что «воспитывать», «прорабатывать» ребенка не время, если он кричит, плачет и катается по полу. Куда важнее изменить ситуацию: утешить, приласкать, сказать, что его чувства понятны, что с ними считаются. И лишь потом, когда пройдет время и все участники столкновения успокоятся, доброжелательно обсудить: что же случилось и почему? Такое обсуждение нельзя превращать в судебное заседание, на котором ребенок, едва успокоившись, опять превращается в обвиняемого.
Как и в любом другом деле, не стоит ждать от вреднюги мгновенного улучшения поведения. Зато знать и помнить, что при первых же попытках что-то изменить ребенок может усилить свое плохое поведение, просто необходимо. Возможно, он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять вас.

Рейтинг@Mail.ru