Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ? КУДА ПРИГЛАШАЮТ?


«Педагогика общей заботы: история и современность»

В год 85-летия И.П.Иванова в Санкт-Петербурге соберутся его последователи

Так уж повелось, что всплеск интереса к замечательным людям и их идеям приходится на юбилеи. Поэтому первая неделя ноября в педагогическом сообществе всегда насыщена событиями, посвященными коммунарской методике. И нынешний год, когда Игорю Петровичу Иванову исполнилось бы восемьдесят пять лет, не исключение.
Интерес педагогов к методике Иванова носит совсем не музейно-мемориальный характер, несмотря на то что придумана и впервые опробована она почти полвека назад. Это кажется парадоксом. Сегодняшние учителя говорят о том, что дети, их манера вести себя, лексика, ценности стремительно меняются даже год от года. А уж от подростков конца пятидесятых нынешних тинейджеров отделяет просто пропасть. Тем не менее технология коллективных творческих дел прекрасно работает и в наши дни. В уже ставшем классическим термине «коллективное творческое дело» важно каждое слово, причем в истинном, а не «замыленном» его значении. Дело – означает не воспитательное мероприятие по плану, а настоящее увлекательное и полезное для окружающих маленькое чудо: обновить и украсить мостик через речку или подготовить за пять минут импровизированный концерт. Во всех этих делах с самого начала и до конца участвуют все – дети разных возрастов и взрослые – наравне, в полную силу своих способностей. Потому что нет главных и подчиненных, а воспитатель не вещает перед строем или рядами парт, а занимает место в кругу как опытный и рассудительный товарищ. Это и значит  – коллективное. Творческим же оно становится оттого, что голос и вклад каждого имеют наивысшую ценность, нет заранее определенных рамок, оценок извне. И конечно, все дела приправлены благородным рыцарством, романтикой и духом товарищества – всем, что так привлекательно для подростков во все времена.
«За одними и теми же словами: сбор, огонек, коллективный анализ, планирование, разведка дел и друзей, творческая забота, организаторская деятельность — может не содержаться ничего, кроме пустых слов, а может — огромное педагогическое богатство», – писал Олег Газман в статье о коммунарской методике. Те педагоги, кто и сегодня проживает со своими ребятами коллективные творческие дела, готовы поделиться с коллегами своими секретами по «добыче этого богатства». Они соберутся на педагогический форум «Педагогика общей заботы: история и современность» 3–6 ноября в Санкт-Петербурге и приглашают всех желающих присоединиться к разговору о том, какое место занимает сегодня педагогика общей заботы в системе воспитания. Вы сможете стать участником пленарных заседаний, увидеть панораму коллективных творческих дел общественной лаборатории, поприсутствовать на студенческой педагогической ассамблее, присоединиться к работе секций.
Целиком программу педагогического форума можно увидеть на сайте: http://www.kommunarstvo.ru/. Там же вы найдете публикации о коммунарской методике, материалы по истории движения, воспоминания об Игоре Петровиче, юбилею которого и посвятили организаторы эту встречу.

Рейтинг@Mail.ru