Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2008
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Олейников Алексей

Поддержать ребенка с опытом социального сиротства

Удастся ли сохранить комплексный подход к решению этой проблемы?

В сентябре вступил в силу Закон «Об опеке и попечительстве» в новой редакции. Когда она обсуждалась в Думе, специалисты указывали, что этот документ фактически упразднит все достигнутые наработки в области патронатного воспитания. Депутаты с таким прогнозом не соглашались. Международная конференция «Потребность ребенка в семье. Инновационные формы социализации детей-сирот», прошедшая на днях в Пскове, показала, как изменилась с принятием закона ситуация в регионах, практиковавших патронатное воспитание. Как и предсказывали эксперты, будущее новой для России формы семейного устройства детей оказалось под вопросом.

Публикация статьи произведена при поддержке центра обучения английского языка American British Center. Центр обучения American British Center приглашает записаться на курсы английского языка в Москве. Высококлассные педагоги, обладающие большим опытом работы и лучшие обучающие методики, позволят в быстрые сроки эффективно овладеть английским языком. Узнать больше о предоставляемых услугах , пройти online-тест на знание английского языка, и записаться на пробное занятие можно на официальном сайте центра American British Center, который располагается по адресу http://www.english-talk.ru

В 2002 году при поддержке Шведского общества по оказанию международной помощи детям «Адошунссентрум» в трех регионах России – Псковской, Новгородской и Мурманской областях – стартовала программа «Обучение сотрудников детских домов». Итогом совместной шестилетней работы специалистов «Адошунссентрум», сотрудников детских домов и региональных управлений образования стала октябрьская конференция, прошедшая в Псковской области.
Задача специалистов «Адошунссентрум» была комплексной: помочь не только социализироваться во взрослой жизни выпускникам, но и педагогам перестроить работу в самих детдомах и интернатах. Для этого был проведен мониторинг ресурсов, и выяснилось, что необходимо прежде всего не финансирование, а методики и новые технологии работы.
У каждой из областей, участвовавших в проекте, был свой «конек». Новгородская область стала развивать супервизию  – метод психологической подготовки и повышения квалификации коллективов детских домов и интернатов.
В Мурманске занялись постинтернатной адаптацией выпускников. Проблема огромная, ведь, по статистике, всего 3–5% выпускников детдомов и интернатов находят свое место в жизни.
А Псковская область сосредоточила свои силы на развитии патроната. Напомним, что суть этой формы устройства детей в том, что ребенок помещается в семью, родители заключают договор с детдомом, становятся воспитателями и получают зарплату. Ответственность за ребенка делится между ними и детским домом. Причем детский дом обязан следить за судьбой ребенка, а родители – работать вместе со службой сопровождения семьи. Решиться на подобную форму психологически проще – родители не оказываются один на один с проблемными детьми, их поддерживают, консультируют и обучают.
Результаты, которых удалось добиться в Псковской области, впечатляют.
По словам Валентины Овечкиной, консультанта Государственного управления образования Псковской области, за прошедшие четыре года число детей, принимаемых в семьи, выросло с 40% до 62%. Сегодня в области – 350 патронатных семей. Закрыто три сиротских учреждения, а в остальных – недобор около 450 детей. Во всех интернатах и детских домах появились психологи и социальные педагоги. На 20% уменьшилось число отказов от детей, больше детей стали возвращаться в свои родные семьи – оказывается, родители, узнав, что ребенка могут взять на патронат, начинают прилагать усилия, чтобы восстановить родительские права.
– Мы определили главную задачу: уменьшить социальное сиротство, – говорит Валентина Овечкина. – Нам повезло, нас активно поддержал губернатор, поэтому за пять лет удалось принять более 20 социальных законов.
Кроме подготовки законодательной базы, создания комиссий и заключения межведомственных соглашений в Псковской области развернулась широкая кампания в СМИ. Это, по мнению Овечкиной, сыграло большую роль: люди не только обратили внимание на проблему сиротства, но и вообще узнали о такой форме устройства в семью, как патронат.
Сегодня в Псковской области решают уже другие задачи – например, создание службы сопровождения детей-сирот в семьях. Проблема в том, что на деле эти службы уже существуют, однако на федеральном уровне такого понятия нет. Размышляют псковичи и о том, что делать с детдомами и интернатами, когда всех детей разберут в семьи.
Один из очевидных ходов – преобразовать бывшие сиротские учреждения в центры сопровождения детей и поддержки патронатных и приемных семей.
Стоит отметить, что опыт всех трех областей тесно смыкается: чтобы подготовить ребенка к патронату или другой форме принятия в семью, необходим новгородский опыт – работа супервизора с коллективом детского дома. А чтобы помочь выпускнику привыкнуть к условиям самостоятельной жизни – нужны мурманские наработки. Получается, что, занимаясь разными, казалось бы, вопросами, специалисты всех областей работают на решение одной комплексной задачи: как поддержать ребенка с опытом социального сиротства.
Однако сегодня, с принятием нового Федерального закона «Об опеке и попечительстве», все эти проекты оказались под большим вопросом. В тексте закона черным по белому сказано, что патронат  – это опека по договору. Таким образом, все обязательства детского дома и органов соцзащиты снимаются, о службе сопровождения в законе тоже нет упоминаний. Разумеется, закон обратной силы не имеет и уже существующие патронатные семьи никто упразднять не будет. Однако их перспективы неясны – что будет с детьми, когда закончится срок договора с детским домом?
В Псковской области эту проблему обошли изящно – накануне принятия закона вписали во все договора строчку: «В случае, если договор не расторгается одной из сторон, то он автоматически продлевается на год».
Но как теперь быть людям, которые не успели взять детей до сентября? Им остается лишь статус приемных родителей или опекунов. Они получают ребенка, все права по его защите, но при этом никто не обязан этой семье помогать. В законе указано, что органы опеки должны помогать родителям, но никак не прописана обязанность опекунов эту помощь принимать. О мониторинге состояния детей и консультационной поддержке семьи тоже сказано обтекаемо.
Вот и получается, что Федеральный закон, на который возлагалось столько надежд, не отвечает на насущные вопросы, а скорее задает новые. И самый главный из них – как же теперь будет развиваться в России система патронатного воспитания?

 

Рейтинг@Mail.ru