Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Интернет

Обозрение педагогической печати

Как встряхнуть ребят после каникул? Почему не получился урок, продуманный до мелочей? Что делать с учеником, который сознательно идет на конфликт?
Не всегда ваши коллеги в учительской смогут подсказать верное решение проблемы – просто потому, что погружены в те же заботы, что и вы. Однако найти единомышленников очень просто – достаточно включить компьютер и зайти в сетевые сообщества учителей.
Одно из таких замечательных сообществ – Педсовет «ИнтерГуру», интернет-государство учителей (http://pedsovet.intergu.ru/). Здесь любой учитель может поговорить о школьных проблемах – от курения учеников до внедрения новой системы оплаты труда, поделиться интересными ресурсами, наработками, педагогическими находками или дать ссылку на любопытную книгу.
Можно и от души посмеяться над курьезными ситуациями, которые возникают в практике каждого педагога: у одного учителя ученица открыла на уроке некую серноядовитую кислоту, у другого юный гений на уроке истории рассказывает, как была «окружена и уничтожена крупная группировка печенегов».
А какие там кипят страсти, какие баталии разворачиваются по поводу поурочной системы или внедрения свободного программного обеспечения…
Если «ИнтерГуру» похож на римский форум, где люди сходятся в поисках истины, то сайт Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех» (http://setilab.ru/) больше напоминает английский университет: неспешные лекции о педагогике сотрудничества, поддержки, социоигровой и скаутской педагогике, анонсы конференций, курсы авторской педагогики выдающихся учителей – Шулешко, Шаталова, Яновицкой, Бабушкиной – и вдумчивые исследования их творческих методов.
Но, конечно, как тут обойтись без обсуждений – они ведутся за пределами «аудиторий», в пространстве педагогических сообществ и форумов.
Кстати, как и во всяком университете, здесь есть свободное поле для исследования. Слово «лаборатории» в названии этого сайта стоит недаром – здесь созданы и постоянно работают сетевые лаборатории, посвященные сельской и начальной школе, а отдельная лаборатория посвящена одному из самых сложных периодов в жизни школьника – пятому классу.
Но не менее трудное время для учителя – старшие классы. Дети взрослеют слишком быстро, обгоняя самих себя, и что делать педагогу в этой ситуации? Как найти общий язык с теми, кто еще недавно ловил каждое ваше слово и прилежно поднимал руку, а сегодня демонстративно считает ворон за окном? Сайт «Технология альтруизма» (http://www.altruism.ru/) посвящен неформальной социотехнике и альтернативной педагогике. Здесь можно разобраться в хитросплетениях молодежных течений, прочесть очерки и статьи о подростковой психологии, написанные не сухим языком психологии, а простым и понятным языком настоящей учительской практики, и, конечно, попробовать отыскать свой особый педагогический путь, опираясь на опыт других.
Ведь именно в таком поиске – наугад, не по методикам и планам, а следуя лишь своему учительскому чутью – и возникают настоящие педагогические открытия. И возможно, ваши уроки тоже помогут кому-то продвинуться вперед.
Удачи вам!

Алексей ОЛЕЙНИКОВ
oleynikov@1september.ru

Рейтинг@Mail.ru