Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Бюджет отрасли: сколько запланировано?

Депутаты профильного комитета считают, что документ сбалансирован по большинству показателей

19 cентября Госдума приняла в первом чтении проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Согласно законопроекту расходы на образование будут увеличиваться в денежном исчислении, но их доля среди других расходов бюджета будет постепенно уменьшаться.

Бюджет сравнили с пылесосом

Прогнозируемый объем доходов федерального бюджета на 2009 год составляет 10 трлн 927 млрд рублей, общий объем расходов – более 9 трлн рублей, а профицит достигнет рекордного за всю трехлетку значения 2 трлн рублей. Эти средства правительство намерено отправить в Резервный (стабилизационный) фонд и Фонд национального благосостояния.
В планируемый период доходы бюджета будут расти не такими быстрыми темпами из-за падения цен на нефть. И тем не менее за 3 года они увеличатся на 4,6% и к 2011 году составят 12 трлн 839 млрд рублей.
Уровень инфляции, по прогнозам правительства, в 2009 году не превысит 8,5%, а к 2011 году понизится до 6,8%.
Правда, председатель Комитета по бюджету и налогам Юрий Васильев подверг сомнению эти цифры. По его словам, меры, направленные на сокращение инфляции, должны включать в себя не только методы финансового, но и административного регулирования, в первую очередь в отношении ограничения роста тарифов на продукцию естественных монополий и услуги организаций ЖКХ.
По мнению председателя Счетной палаты Сергея Степашина, проект бюджета предусматривает концентрацию бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях, при этом весьма отчетливо проявляется его социальная направленность.
Так, в 2009 году расходы на здравоохранение возрастут на 35%, на образование – на 26% по сравнению с текущим годом. Самую большую сумму правительство намерено потратить на межбюджетные трансферты  – за три года они увеличатся почти вдвое и составят 4 трлн рублей.
Тем не менее представители фракций «Справедливая Россия» и КПРФ выступили с резкой критикой бюджетной политики правительства. По мнению лидера коммунистов Геннадия Зюганова, она не только не способствует решению проблем экономики, но и усугубляет их.
«Этот бюджет усиливает расслоение общества, способствует коррупции. Представленный правительством бюджет – это огромный пылесос, который выметает сырье, стратегические ресурсы, деньги», – заявил Г.Зюганов.
По итогам обсуждения бюджет был принят в первом чтении (351 голос – «за»).

Структура расходов

Как отмечается в заключении депутатов профильного комитета Госдумы, проект федерального бюджета в части финансирования образования является «достаточно подготовленным документом, сбалансированным по большинству показателей».
В рамках проекта бюджета предусмотрены существенные субсидии для софинансирования наиболее значимых полномочий субъектов РФ и муниципальных образований по предоставлению дошкольного и общего образования, а также социальной поддержке детей-сирот и организации отдыха детей в период каникул.
Общий объем указанных субсидий в 2009  г. оставит более 35 млрд рублей, в 2010 и 2011 гг. – соответственно 29,9 и 30,6 млрд рублей.
Более 40 млрд рублей ежегодно в течение предстоящих трех лет планируется направлять на увеличение расходов на заработную плату работников гражданских образовательных и научных учреждений федерального подчинения – в связи с введением новых систем оплаты труда. Эти средства поступят из дополнительных бюджетных ассигнований.
Дополнительную государственную поддержку – в сумме 1 млрд 176 млн рублей ежегодно на 2009–2011 гг. – получат ведущие образовательные учреждения в сфере культуры и искусства.
На обеспечение противопожарной безопасности запланировано израсходовать свыше 2,5 млрд рублей в течение «трехлетки».
На приобретения учебной литературы для учащихся из числа инвалидов по зрению – по 15 млн рублей ежегодно до 2011 г. включительно.
Но основное место в структуре расходов отрасли – до 78% – занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование.
Только на развитие Сибирского и Южного федерального университетов ежегодно в течение ближайших трех лет планируется выделять ассигнования в размере 3 млрд рублей и 1 млрд рублей – на оснащение современным оборудованием вновь созданного Дальневосточного федерального университета. Для сравнения: на государственную поддержку подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств предусмотрена сумма в объеме 1 млрд 800 млн рублей ежегодно.

Нерешенные проблемы

Согласно проекту бюджета стипендии студентам вузов должны возрасти с 900 до 1100 рублей, а учащимся ПТУ и техникумов  – с 315 до 400 рублей.
Депутатов профильного комитета не устраивает такое положение дел, и они намерены предложить ко второму чтению поправки, предусматривающие увеличение стипендий учащихся системы НПО и СПО до 800 рублей.
Кроме того, члены комитета будут добиваться увеличения норм питания учащихся ПТУ и ссузов и выделения дополнительных средств на медицинское обслуживание учащихся и работников федеральных образовательных учреждений.
Дополнительные бюджетные инвестиции потребуются и для завершения строительства объектов, предусмотренных Федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 годы. На сегодняшний день насчитывается 76 таких «незавершенок», и для того чтобы их сдать в эксплуатацию, потребуется порядка 16 млрд рублей. Учитывая весомость расходов (для сравнения: на ежегодную индексацию стипендий учащихся вузов, ПТУ и техникумов требуется вдвое меньше), члены Комитета по образованию готовы пойти на уступки, выделив наиболее значимые объекты из общего перечня.
Но самой главной задачей для депутатов профильного комитета является продолжение финансирования отдельных направлений Приоритетного национального проекта «Образование» – таких как оснащение школ учебным оборудованием, закупка школьных автобусов и ряд других, реализация которых завершается в 2008 или в 2009 году.
Расходы на ПНП «Образование» характеризуются явно отрицательной динамикой: 2009 г. – 30 млрд 857 млн рублей, 2010 и 2011 гг. – по 7 млрд 900 млн рублей.
Это одна из причин того, что доля затрат на образование от общих расходов федерального бюджета в ближайшие три года будет постепенно уменьшаться: от 4,69% в 2009 г. до 3,78% в 2011 г. Правда, на фоне увеличения общего объема расходов федерального бюджета в абсолютных цифрах будет наблюдаться даже некоторое увеличение ассигнований по разделу «Образование»  – с 423 млрд рублей в 2009 г. до 485 млрд в 2011-м, но темпы этого прироста ежегодно будут снижаться. Соответственно в 2009 г. эти показатели составят 26%, в 2010-м – 10,8%, в 2011-м – 3,4% по отношению к каждому предыдущему году.
О том, какие поправки думского Комитета по образованию будут приняты во втором чтении и удастся ли парламентариям добиться увеличения финансирования на социально значимую отрасль, мы узнаем в октябре.

 

Рейтинг@Mail.ru