Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ИСПЫТАНИЕ ВЗРОСЛЕНИЕМ


Иваницкая Елена

Несносный характер

О четырех типах воспитательных ошибок, искажающих природный темперамент подростка

Вряд ли найдется учитель, которому не знакомо отчаяние родителей, не сумевших совладать с неуправляемым подростком. Опыт подсказывает, что отцы и матери, испытывающие педагогические трудности, делают одно из двух (а может, и то и другое вместе): верят, что они справляются с воспитанием, и считают, что правильно руководят жизнью сына или дочери, полагаясь на интуицию и жизненный опыт. А на вопрос: откуда же тогда этот срыв в поведении подростка? – лишь беспомощно разводят руками.

 

Воспитательные ошибки очень трудно исправить. И дело не только в том, что они почти неизбежно превращают подростка в «трудного». Беда в том, что родители не только не замечают своих ошибок, но, напротив, уверены, что поступают правильно. Или по крайней мере считают, что поступают так, как поступают, от безвыходности: «А что с ним таким еще поделаешь?!» Хотя зачастую ошибки эти совершенно очевидны для опытного учителя и школьного психолога, которые пытаются достучаться до родителей, но, увы…
Помочь родителям разглядеть, где и в чем они оказались не правы, – задача непростая. Ведь давно сложившимся и состоявшимся взрослым людям придется тогда признать, что сама их жизненная позиция неверна. А такое испытание не всякому под силу.
Семья, ее атмосфера, внутрисемейные отношения только на первый взгляд перестают играть для подростка главную роль. Да, конечно, в силу своего особого периода развития он испытывает повышенную тягу к сверстникам. Да, семья перестает быть для него центром вселенной, а от еще вчера непререкаемого родительского авторитета вдруг ничего не остается. Однако родителям и в голову не приходит, что их подросток в не меньшем шоке от этой катастрофы.
Но как утверждают специалисты, гармоничное взросление детей без благотворного воздействия семьи все равно невозможно. Потому что именно семья – первоисточник моральных, социальных и всяческих культурных норм. А воспитательные ошибки этот источник замутняют.
Существует множество типов воспитательных ошибок. Единственное, что их объединяет, – все они подрывают в ребенке открытость миру и коверкают его врожденный темперамент.
Самая очевидная ошибка – эгоцентрическое воспитание. Оно нередко встречается в семьях с единственным долгожданным ребенком. Вот он – самый лучший и самый умный! В нем смысл жизни всех остальных членов семьи. К нему относятся с полнейшим, абсолютным приятием. Само по себе это хорошо и правильно. Но приятие не означает потакания. Принимать ребенка – не значит закрывать глаза на его недостатки. Однако в таких семьях никаких недостатков в ребенке искренне не видят. И потому ненароком закрепляют их. Малейшие прихоти тут же удовлетворяются, нет ни ограничений, ни требований. Растет образцовый эгоист. Он хочет все и сразу. Но еще ничего не умеет. И прежде всего – справляться с собственными проблемами. К тому же его не только не приучили, а отучили понимать и учитывать интересы и потребности других людей.
У ребенка-холерика такая воспитательная ошибка превращает энергичность и напористость в агрессивность. Медлительность флегматика перерождается в пассивность (все равно за меня все сделают!). Особенно сильно искажается темперамент сангвиника: его активность, способность быстро переключаться трансформируются в суетливость, расторможенность и болтливость.
Эта ошибка осознается родителями с меньшими трудностями, чем все остальные. И немудрено: ведь ребенок, превращаясь в подростка, становится очень «трудным» в первую очередь для них самих. Его эгоизм начинает бить по семье. Но подросток и сам страдает. Ему очень трудно со сверстниками. В школе не терпят капризных, привыкших быть в центре внимания без всяких на то оснований. А несчастный эгоист и рад бы перестроиться, да не может, не умеет.
Для семей с единственным ребенком характерна и другая ошибка – тревожно-мнительное воспитание. Он уже старше-
классник, а мама все норовит отвести его в школу за ручку. Родители уверены, что их несмышленыш окружен опасностями. Невоспитанные приятели, хулиганы, бандиты и бродячие собаки так бы и накинулись на него всей сворой, если бы родители не укрыли под своим крылом.
Его учат тщательно и старательно: компьютер, языки, математика, музыка, надеясь повысить «конкурентоспособность» во враждебном мире. Но не хотят, боятся отпустить от себя. Сознательно и бессознательно сдерживают, ограничивают любые самостоятельные стремления.
Холерический и сангвинический темпераменты подавляются. У флегматика до абсурда усиливаются тенденции к медлительности и осторожности. А меланхолик прячется в себя, как улитка.
Эту ошибку родителям обычно очень трудно распознать. Но они смутно чувствуют, что происходит «что-то не то». И если школьный психолог поможет таким родителям понять, в чем неправильность их воспитания, глядишь, неврозы и обойдут подростка стороной.
Никогда не признают своей ошибки родители, склоняющиеся к воспитанию по типу сверхсоциализации. За этим научным термином скрывается нелегкая для ребенка реальность: его родители «чересчур правильные» люди и требуют от него быть таким же «правильным». Ни шалостей, ни двоек, ни оплошностей. К подростку предъявляются такие высокие, неадекватные возрасту требования, что непонятно, как он вообще держится.
Хуже всех приходится сангвинику. Но его природная живость, активность и энергичность однажды обязательно выплескиваются рискованными «неправильностями». Подросток «взрывается». Он бунтует против всего: дисциплины, прилежной учебы, здорового образа жизни, честности, ответственности. И рвется от «правильных» родителей на «неправильную» улицу.
Самой же трагической родительской ошибкой становится воспитание по типу неприятия. Оно проявляется по-разному. Подростка либо сурово контролируют и жестоко наказывают строгостью и холодностью, потому что у него якобы куча недостатков и дурных наклонностей, которые требуют «тюремного режима». Либо ежедневно обрушивают на него град упреков и нескончаемых претензий. Что ни сделает, ни скажет – все не так! Не так сел, не так встал, опять нашумел, куртку порвал, троек нахватал…
В итоге, измученный нелюбовью, недоверчивый и агрессивный, подросток находит единственное противоядие родительскому неприятию – он сам начинает отрицать родителей, а заодно и вообще всех взрослых. Намеренно поступает вопреки их советам и требованиям. Все делает наперекор, назло, как бы оправдывая родительский ярлык «плохого» и «неисправимого».


Рейтинг@Mail.ru