Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Е.В.Кожара
Система педагогической режиссуры
СПб.: Издательство СПбГПУ, 2003

Автор предлагает коллегам-педагогам и родителям отличную от традиционной систему взаимодействия с детьми. Ведь привычный школьный урок скорее противоречит природе ученика, чем соответствует ей: «Ребенку, у которого рост и развитие неразрывно связаны с движением, говорят «сиди!». И не просто сиди, а сиди хорошо. Молчи. Не крутись! Не мешай учителю работать. Каждый урок – это маленькая война. Линия боевых действий пролегает между ними и нашим рабочим столом… Мы насилуем природу детей и при этом обижаемся на них за то, что они плохо себя ведут на уроках».
Предложенная же система построена на том, чтобы в процессе образования учитывать особенности детского восприятия и поведения. Автор обращает внимание читателей на такие «мелочи», о которых обычный учитель задумывается крайне редко, считая их само собой разумеющимися: темп речи, расстановка мебели в классе, система оценивания, оптимальное переключение с одного канала восприятия на другой.
Каждый раздел заканчивается описанием урока по тому или иному предмету. Например, активизация и чередование каналов восприятия продемонстрированы на примере урока математики, в котором поочередно и продуманно сменяют друг друга слуховое, зрительное и кинестетическое воздействия.
Вряд ли вся теоретическая информация будет полным откровением для читателя, ибо автор использует сведения и приемы, применяемые в других педагогических технологиях – французских мастерских, развитии критического мышления, деятельностном обучении. Однако она вполне может послужить еще одним источником психологического «ликбеза» для педагогов, источником новых идей по гуманной и эффективной организации урока.

Марион, Вернер Тики Кюстенмахер
Как жить с детьми просто и счастливо
СПб.: ДИЛЯ, 2006

Разумеется, уже по названию можно понять, что книжка относится к разряду многочисленных пособий по быстрому и доступному улучшению своей жизни. Всерьез относиться к такого рода литературе трудно, но просматривать иногда полезно: самые банальные советы оказываются порой вполне разумными, гуманными и действенными. Не стоит только воспринимать их как панацею или искать в таких книжках хоть какого-то психологического и педагогического обоснования.
Вот и здесь авторы, не претендуя на глобальные научные открытия, делятся опытом воспитания троих детей и предлагают простые советы, которые помогут сделать семейные будни более спокойными, радостными и беспроблемными.
Среди них есть довольно абстрактные – воспитывайте независимость, – но большинство представляет собой вполне осуществимые приемы. Например, как снизить у ребенка боязнь темноты, научить самостоятельно одеваться, убирать за собой игрушки.
Есть и более развернутые рекомендации. Авторы предлагают довольно разумные советы относительно проведения детского дня рождения, совместных походов в магазин; рассказывают, как предупредить об опасностях большого города, выбрать музыкальный инструмент; что учитывать, заводя домашнее животное.
Внушают доверие и размышления о том, что взрослые должны быть естественными в своих отношениях с детьми. Авторы советуют заниматься воспитанием ребенка без надрыва и самоотречения, а так, чтобы семейное общение приносило радость и малышам, и родителям.

Рейтинг@Mail.ru