Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2008
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Кириллова Светлана

Индивидуальная образовательная траектория ...для учителя

Есть ли сегодня в России возможность ее выстроить?

Сегодня каждая российская школа, желающая участвовать в конкурсах, должна представить свою программу развития. Появились индивидуальные образовательные траектории и у школьников. А что же учитель? Может ли развиваться школа, если учителю не предоставлены возможности для профессионального роста? И можно ли научить ребенка идти по личному образовательному маршруту, когда у педагогов нет аналогичного опыта?
…Уже много лет учителя разных стран создают свои индивидуальные педагогические траектории, реализуют их и получают за это вознаграждение. Рассказывают наши собеседники: педагог Марина ПИНСКАЯ и экономист, заместитель директора Института развития образования ГУ–ВШЭ Ирина АБАНКИНА.

Учитель должен расти… куда?

– Современному российскому педагогу предписали стремительный режим роста и движения, – рассказывает Марина Пинская. – У тех, кто с ним не справляется, может резко упасть самооценка. Однако педагог может противопоставить этому собственный ритм профессионального развития. В этом случае принципиальное значение имеет не то, что он хороший учитель и достоин высшей категории, а то, что он как учитель – растет.
…В 1990-х годах многие страны (в том числе Австралия, США, Канада, Великобритания и др.) попытались внедрить децентрализованные подходы к управлению образованием. Свыше 80% финансовых ресурсов было передано под контроль самих школ. Благодаря этому учебные заведения разных стран начали индивидуализировать оплату педагогического труда. Чтобы каждый учитель был заинтересован в профессиональном росте, в разных странах разработали свою особую шкалу разрядов.
Американский педагог в течение своей карьеры (а она длится 25–30 лет) может ежегодно повышать квалификационный разряд и прибавлять в среднем по 10% к заработку.
Начинающий учитель, пришедший в американскую школу, получает нулевой (базовый) разряд: это около 26 083 долларов в год, если выпускник вуза получил степень бакалавра, 28 691 доллара в год, если он – магистр, и около 30 тысяч долларов в год, если перед приходом в школу он защитил диссертацию.
В финале карьеры американский учитель, пришедший в школу бакалавром и достигший высшей категории (24-й разряд), зарабатывает уже 48 618 долларов в год, выпускник магистратуры, поднявшийся до 24-го разряда, – 56 860 долларов в год, а доктор наук – до 59 тысяч долларов в год.
Если же педагог в течение нескольких лет не занимается профессиональным самосовершенствованием, то школа обязана – это принято в некоторых штатах США – расторгнуть с ним контракт.
В европейских странах квалификационных разрядов для учителей меньше. Однако всегда есть две шкалы: базовая (для вчерашних выпускников вузов) и верхняя (для учителей, достигших мастерства). Отдельно оценивается работа управленческого аппарата школ.
В Англии начальная базовая шкала – 17 тысяч фунтов стерлингов в год для молодого учителя. Поэтапный рост – 7–8 процентов. Молодой учитель, подтвердивший перед экспертами свои педагогические успехи, может добиться заработка в 26 тысяч фунтов в год. Для прохождения карьерной лестницы ему необходимо иметь программу саморазвития, ставить каждый учебный год посильные задачи и выполнять их.
24 ступени в США вполне соизмеримы с системой «2 по 11» во Франции.
Французские преподаватели делятся на:

– педагогов начальной школы,
– учителей средней школы,
– агреже (высокопрофессиональные преподаватели школы).

На каждом уровне французский учитель должен пройти не менее 11 ступеней. Разница в зарплате у тех, кто находится в конце и начале шкалы, впечатляет: у преподавателей средней школы она может доходить до 64 829 евро, у преподавателей агреже – до 72 204 евро.
Важно, что такую карьерную лестницу нельзя – в отличие от России – «пробежать» за несколько лет, а затем почивать на лаврах.
Впрочем, эта система имеет немало противников. Они подчеркивают, что объективная оценка качества педагогического труда сегодня невозможна, а внедрение в школы этого принципа приводит к конкуренции между учителями и осложняет работу учительского коллектива.
Однако преобладает другое мнение.
– Если мы хотим воспитать в детях умение учиться в течение всей жизни  – зна-
чит, мы просто обязаны предоставить такое же право и учителю, – считает Ирина Абанкина. – Педагогу необходимо продвигаться вперед и вверх. В противном случае он довольно быстро и по многим параметрам отстает от детей, которых учит.

Ступенька раз, ступенька два…

В странах Европы и в США студент-педагог уже во время обучения в вузе строит свою индивидуальную траекторию, ориентируясь на требования конкурса при поступлении на работу в школу. На последних курсах он начинает собирать портфолио своих достижений, чтобы предъявить его конкурсной комиссии (кстати, в США, где хороший учитель получает достойные деньги, устроиться работать в школу труднее, чем в вуз). Во время работы в школе у педагога складывается лицензионное портфолио, с которым он в первый раз получает свою педагогическую лицензию. Затем педагог начинает ежегодно повышать квалификацию – и зарплату. Для этого он должен регулярно предъявлять администрации учебного заведения план профессионального развития и подтверждать свои успехи.
– Если мы возьмем пример немецкого педагога, то он, составляя план, прежде всего определяет свои профессиональные цели на ближайшие годы, – рассказывает Марина Пинская. – Обычно это три года. Он указывает, чего намерен достичь за это время. Следующий шаг: приобрести умения, необходимые для достижения этих целей. Учитель выбирает полезные семинары и тренинги, обозначает сроки и места, в которых собирается их пройти. Затем он подписывает план в администрации школы. Администратор уточняет, соответствует ли индивидуальный учительский план плану развития школы. Каждый руководитель хочет, чтобы учитель развивался на пользу школе. Когда все этапы плана индивидуального развития реализованы, к педагогу на уроки приходит эксперт. Учитывается также портфолио учителя, в котором собраны свидетельства того, что он активно использовал полученные навыки в своей работе. При положительной экспертизе педагог получает значительную прибавку к зарплате.
…Эта идея теперь активно обсуждается в нашей стране.
– Сегодня в России задача экономистов и юристов при разработке новых систем оплаты труда – сделать так, чтобы учителю было куда стремиться, – считает Ирина Абанкина. – Чтобы успехи педагога, недостаточные для перехода на более высокую категорию, могли бы тем не менее быть замечены и выражены в прибавке к зарплате.

Сертификат с доказательством

Сами по себе обязательства, взятые на себя учителем, могут показаться кому-то не слишком значительными. Важно другое: то, что учитель постоянно работает над собой и вносит посильный вклад в программу развития своей школы.
Возможно ли это в России?
– Технически здесь нет ничего невозможного, – уверена Марина Пинская. – Принципиальный момент – в изменении мышления. Сегодня при прохождении аттестации учителю достаточно выложить из папки сертификат, свидетельствующий, что в 2003 году он прошел такой-то курс. Учителю ставят галочку и запускают его на новую категорию. Отчитываться о пользе прослушанного курса он перед ИПК не обязан. Совсем иначе все выглядит, если учитель – как уже делается в США и Европе – не просто получает сертификат, а еще и предъявляет Управляющему совету школы или учреждению, проводящему повышение квалификации, веские доказательства того, что полученные знания и умения он реализовал в своей работе. В этом случае годовой отчет школы Управляющему совету можно начинать с экспертизы учительских отчетов по реализации индивидуальных траекторий. По ее итогам администрация школы подает рекомендации Управляющему совету о начислении педагогам стимулирующих надбавок за их программы профессионального развития.
…Прибавки к зарплате за индивидуальные учительские траектории можно выписывать из стимулирующего ФОТ уже сейчас. Возможно, вскоре российские школы получат право повышать базовую зарплату успешно развивающимся учителям.
– Сегодня в России обсуждается вопрос замены разрядов тремя или четырьмя профессионально-квалификационными группами, – говорит Ирина Абанкина. – Однако группы все равно будут означать некую усредненность, грубоватость подходов и оценок. Готовится профессионально-квалификационный справочник, в котором можно будет ввести подгруппы внутри каждой квалификационной группы, а также отдать муниципалитетам право установления разрядов и поощрения по ним. Тогда образовательным учреждениям или органам управления образованием можно было бы дать право разработать Положение, которое позволяет повышать зарплату педагога внутри этого диапазона.

Учитель должен расти… откуда?

Сегодня в рамках КПМО в ряде регионов разработаны и одна за другой запускаются новые системы аттестации учителей.
– Мне показался интересным опыт Тамбовской области, где по итогам новой аттестации учителей эксперты стали давать рекомендации педагогам: какие следующие шаги им предпринять, в каких конкурсах участвовать, – отмечает Марина Пинская. – Руководители образования пытаются выстроить для педагога личную траекторию развития. И это замечательно. Но зададимся вопросом: разве этим должны заниматься проверяющие? Разве не сами учителя?
…Эксперты считают: чтобы в России успешно заработала система «оплаты за развитие», необходимо создание квалификационных стандартов. О том, что такое вершины педагогического мастерства, имеют представление многие, зато о необходимых рамках – далеко не все.
Международный опыт также подтверждает: профессиональный рост педагога можно отсчитывать только от определенной точки: утвержденных и принятых профессиональным сообществом рамочных квалификаций.
Они дают квалифицированный ответ на вопрос, какими знаниями и умениями следует овладеть педагогу, чтобы начать построение своей индивидуальной траектории.
В России, где идут дискуссии о создании квалификационных стандартов для разных профессий (в том числе педагогической) в этом состоит одно из препятствий в создании системы «оплата за развитие».
– Но сейчас, хочется думать, первый шаг к разработке этих квалификаций уже сделан, – заключает Марина Пинская. – Недавно стало известно, что Центральный округ города Москвы получил задачу: спроектировать этот профессиональный стандарт. Каким он станет, мы скоро узнаем. Будем надеяться, что его создание поможет теснее связать между собой два направления нацпроекта – новые системы оплаты труда и создание новых принципов аттестации учителей.

Рейтинг@Mail.ru