Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2008
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ


Лебедушкина Ольга

Выбери свой прикол или к чему приводит дефицит индивидуальности

Есть несколько типов складных мобильных телефонов, очень похожих на дамскую пудреницу. Так что никогда не знаешь точно, смотрится ли девушка в зеркальце или читает sms-ку. На самом деле современный человек живет и особенно не озадачивается своим отражением в зеркале мобильной культуры. Она появилась недавно, но почти каждый оказался ею затронут. Она универсальна, демократична и анонимна, как фольклор. Но при этом обещает каждому сделать его единственным и неповторимым.

Зубная щетка и меховая чашка

За последние лет десять-двенадцать мобильный телефон успел пройти в нашем быту поразительный путь от атрибута полукриминальной роскоши до привычной вещи, без которой этот быт уже немыслим. Вроде зубной щетки, например.
Правда, при этом он сам все больше перестает быть телефоном, то есть, если по старинке, устройством для дистанционной передачи голоса. При помощи мобильного фотографируют и снимают видео, слушают музыку, читают книжки, принимают и передают электронную почту, выходят в интернет, общаются в чатах…
Есть уже такой анекдот: девушка покупает «навороченный» мобильный, продавец бубнит заученное: фото- и видеокамера с таким-то разрешением, mp3-плеер, радио… «А еще, еще что?» – спрашивает восторженная покупательница. Продавец продолжает свой список еще минут десять, потом выдыхается. «А еще?» Продавец (нерешительно): «Ну, можно еще звонить…» «Как – еще и звонить?!»
На самом деле это и есть реальность современной культуры: мобильный телефон как собственно телефон уходит в прошлое, отрывается от своего первоначального назначения, превращается в своего рода нефункциональный объект, из тех, что были любимы искусством прошлого столетия, вроде меховой кофейной чашки или утюга, утыканного гвоздями острием наружу. Почему – нефункциональный? Потому что всякий, кто любит фотографировать, все равно купит хорошую камеру. Меломан будет слушать свою музыку на хорошем плеере и в хороших наушниках. И так далее, если пройтись по списку того продавца.

«Статусная» вещь

Нет, прогресс, конечно, все эти проблемы качества решит. И почти уже решил.
Но здесь даже не это главное. Мобильный – давным-давно уже феномен не технологический, а социокультурный. С самого начала эта маленькая вещица стала порождать вокруг себя философию, эстетику, этикет, мораль. Физиологию, наконец. Ни одна другая вещь нашей эпохи так не срослась с человеческим телом, не стала ощущаться его продолжением. Особенно это видно по детям и подросткам, не выпускающим свои телефоны из рук.
Они же – дети и подростки – стоят у входа на современную ярмарку тщеславия. И на страже ее законов. Распределение статусов и ролей в группе (классе) в зависимости от марки мобильного давно знакомо каждому учителю, а еще больше – каждому родителю. Потому что если тебе десять лет и у всех в телефонах есть «аська» и флэш-карта, а у тебя их нет, то так в двадцать первом веке выглядит трагедия.
Хотя сегодня и дети всерьез задумываются над тем, чтобы за родителей было не стыдно. Шестнадцатилетний сын моих приятелей, который подрабатывает в магазине мобильной связи, за полтора года дважды сменил им телефоны. Насмотревшись на его маму, которая в очередной раз пыталась отправить sms с нового мобильного, я при случае спросила сына, зачем он мучает родителей. «Я их не мучаю – я о них забочусь, – ответил он. – Мобильный – статусная вещь».

Идеология мелочей

Впрочем, здесь-то ничего нового человеческая культура не изобрела. Способность вещей терять свое назначение и превращаться в знак – одно из древних ее свойств, восходящих к первобытной магии. И здесь совершенно не важно, что становится символическим выражением положения в иерархии – связка раковин каури, увесистая золотая цепь или швейцарские часы. Дело даже не в реальной экономической стоимости вещей, а в том, что то или иное общество договорилось считать ценным. Ценность – понятие конвенциональное, то есть договорное.
Так что проблема «статусных» вещей сейчас меньше всего интересна, потому что хорошо и давно изучена. Гораздо любопытнее в этом смысле тонкие процессы, которые идут где-то на микроуровне видимого.
Социальные различия – вещь заметная и понятная. Что касается сопутствующих частностей, то чаще именно они способны рассказать не о следствиях, а о причинах и первопричинах. И о том, что происходит со всеми людьми, независимо от того, бедные они или богатые, юные или пожилые, наконец, есть у них в телефоне «аська» или нет. Мобильные есть у всех. Или почти у всех. И в принципе почти все они поддерживают набор нехитрых функций.

Кто сказал «мяу»

Когда в вагоне метро или в маршрутке начинает орать обезумевший кот, сегодня уже никто не озирается в поисках. Все знают, что на самом деле это чей-то мобильный. У кого-то кудахчет, у кого-то мычит, у кого-то разговаривает голосами политиков и телеведущих. То есть само слово «звонок» перестало соотноситься с телефоном. Телефоны не звонят давно – они пищат, поют, а теперь на смену традиционным мелодиям пришли «реалтоны» – живые звуки и музыка в форматах mp3 и amr.
Огромный выбор реалтонов предлагает интернет. Но если бы просто так предлагал. Речь снова идет об идеологии.

Скачай свое «я»

«Если ты индивидуальная и современная личность и прогресс не обошел тебя стороной – то согласишься, что именно мелочи «делают» твой имидж. А такая вещь, как звонок мобильника, – одна из твоих визитных карточек, которая может дополнительно и выгодно выделить тебя среди твоих друзей. На сайте собраны самые новые и яркие звуки. Выбери такой mp3-прикол, какого ни у кого нет». Это сказано на главной странице одного из бесчисленных сайтов, на которых размещены мобильные звуки и картинки.
«Если ты стильный и продвинутый…» – продолжает другой сайт.
В общем, конечно, это стандартные подначки рекламы: быть «стильным и продвинутым» легко – только купи, купи!
И тем не менее так проявляется главная проблема массового общества: тотальный дефицит индивидуальности. Когда человек исчезает в толпе, когда стираются неповторимые черты, что остается? Только то, что чей-то мобильник мяукает, а чей-то призывает хозяина голосом Жириновского.

Цивилизация прикола

Мобильные приколы и просто приколы – одна из самых популярных сегодняшних тем. При этом точно объяснить, что такое «прикол», не берется никто. В чем его отличие от шутки, гэга, розыгрыша… При переводе на другие языки это слово вообще исчезает, не находя себе точного эквивалента, но само явление во всех развитых странах есть. Пришедшее в нашу повседневную речь из уголовного жаргона, отмытое и отчищенное до стерильности от интенсивного употребления, оно прижилось и стало значить все сразу. «Прикольный» – значит смешной. Но еще и «странный», «занятный», «интересный», «достойный внимания». «Прикалываться» – шутить, забавляться, валять дурака. Но еще ведь и привлекать внимание к кому-то, к чему-то или, наконец, к себе.
Экстравагантность и странность сегодня перестали быть формой бунта. На смену всякого рода бунтарям пришли «приколисты». Каждый спасается от подступающей обезлички как может. Кто-то носит хомячка в кармане или крысу на плече. Кто-то выцарапывает на коленке муми-тролля и раскрашивает его вечными красками. Лишь бы хоть на секунду привлечь чей-то взгляд, чтобы он не соскользнул, зацепился, прикололся… Одиночество, как известно, – оборотная сторона массы. Сказано классиками. Двойники в толпе не различают друг друга.
А тут вдруг срабатывает звуковая метка  – вместо привычного набора полифонических мелодий раздается истошный кошачий вопль…

Лицо напрокат

В общем, не так уж это и плохо. Иногда и правда бывает забавно. Иногда – тягостно. Все зависит от меры чьего-то вкуса и чувства юмора.
Если бы только у каждого был свой собственный, им самим выдуманный прикол…
Но в том-то и дело: цивилизация прикола бойко торгует метками индивидуальности, дает их напрокат, дарит бесплатно, потому что чужая индивидуальность никогда не станет чьей-то еще.

Киска, базара нет…

Если реалтоны – забава относительно недавняя, то sms-ка – классика мобильной культуры. Несколько лет назад из нее сотворили даже нечто вроде интеллектуального культа. Мини-жанр приводил особо сентиментальных в умиление. Заговорили и о sms-стиле мышления, и о sms-поэзии, стали проводить конкурсы и фестивали. Потом как-то вдруг все стихло.
Зато возродился забытый с бог знает каких времен жанр письмовника. Теперь это называется «500 (1000 – да не важно сколько) лучших sms-ок».
«Хочешь приколоться над друзьями и подругами? Не знаешь, как признаться в любви или как поздравить любимую девушку с днем рождения? Выход есть! Тебе больше не нужно ломать голову для того, чтобы сочинить оригинальное sms. Нужно лишь открыть эту книгу и набрать необходимую фразу на клавиатуре твоего мобильного телефона». Это уже из аннотации на задней стороне обложки.
Признаться в любви можно так: «Киска, базара нет, я тебя люблю».
Поздравить с днем рождения – пожалуйста: «Желаю море удачи и дачу у моря! С днем варенья!»
Приколоться над друзьями: «Ваша сеть заблокирована, вы переводитесь на Билайн. Остаток счета переведен в фонд поддержки кроликов».
В любом случае главное – что не нужно ломать голову. Для тебя существуют тысячи готовых банальностей, каждую из которых ты можешь успешно выдать за свою. Круг замкнулся.
Я как-то честно перелистала одну такую книжку. Иногда попадалось что-то совсем старинное и чувствительное в стиле девических альбомов позапрошлого века, вроде: «Веселых дней наших подруга, к тебе приветные слова…» Потом традиционно пошел юмор ниже пояса. Затем – серия казенных поздравлений советского времени: «Желаем успехов в труде и побед на личном фронте…» Только однажды, впрочем, выскочило замечательное:
******
******
******
(Для экономии места сокращаю – таких строчек, заполненных знаками «звездочка» было 8.) И затем одна строчка текста: «Снег идет!»
Впрочем, для желающего отправить такую sms-ку другу это тоже был чужой снег.

Рейтинг@Mail.ru