Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА


Меланченко Елизавета

Школьная дезадаптация: особенности работы с «правополушарными» детьми

Окончание. Начало в № 9,10

Мы завершаем серию публикаций, посвященных работе педагога с особыми детьми. В прошлых номерах был представлен общий подход к преодолению проблем школьной дезадаптации, описаны методы работы с гиперактивными школьниками, учениками со сниженной энергетикой, тревожными детьми и левшами. Сегодня мы поговорим о том, как адаптировать к школе ребят с доминирующим правым полушарием, а также о некоторых универсальных правилах организации подобной работы.

Зачем нужна «китайская грамота»?

Специалисты выделяют несколько типов функционирования головного мозга: доминирование левого полушария, ведущая роль правого полушария и отсутствие ярко выраженного доминирования. В категорию дезадаптированных школьников чаще всего попадают дети со вторым типом функционирования или, говоря другими словами,  – с правополушарным стилем мышления. Их отличают целостное восприятие мира, развитое воображение, склонность к мечтательности и фантазированию.
Исторически сложилось так, что в обществе больше ценится логическое мышление, а люди с доминированием левого полушария добиваются большего успеха. Ребенок с доминирующим левым полушарием, который успешно выполняет арифметические действия, старательно учит уроки и отличается прилежностью, получает в школе отличные оценки. А ребенок с доминирующим правым полушарием, который предпочитает мечтать, глядя на облака, или сочинять разные истории, вместо того чтобы учить уроки, как правило, считается плохим учеником, особенно если это к тому же гиперактивный ребенок с неконтролируемым поведением, что бывает довольно часто.
Правда, сейчас отношение к правополушарным детям меняется. В последнее время появилось много публикаций, где говорится о том, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности. Оказалось, что правополушарные функции (в частности, образное мышление) играют важную роль даже в такой, казалось бы, сугубо левополушарной области деятельности, как занятия математикой. Однако в школьных классах положение правополушарных учеников мало изменилось к лучшему.
С какими конкретно затруднениями сталкиваются правополушарные дети в школе? И как эти трудности преодолеть?
Детям с доминирующим правым полушарием тяжело даются сравнения «больше  – меньше», если речь идет об отвлеченных понятиях. Более того, поскольку они испытывают пространственные трудности, то могут поставить знак равенства между числами 13 и 31. Чтобы справиться с этой проблемой, таким детям необходимы дополнительные занятия, ориентированные на освоение пространства, развитие умения анализировать на бытовом уровне понятия типа «больше – меньше» с последующим переводом на уровень абстрактный.
Правополушарные дети плохо учат правила, забывают исключения, легко учатся по методике глобального чтения, но звукобуквенный анализ им дается тяжело.
Им проще дословно пересказать прочитанное, чем пересказать или ответить на вопросы по существу. Поэтому правополушарным, а также невнимательным ученикам важно говорить не «повтори, что я сейчас сказала», а «как ты думаешь».
Очень важным моментом является темп восприятия правополушарного ученика. Они медленнее обрабатывают материал, который поступает по слуховым каналам, но быстрее – зрительные наглядные примеры. Поэтому ни в коем случае нельзя вести объяснение громким голосом и в нарастающем темпе.
На уроках труда и рисования ярко выражается еще одна проблемная точка правополушарных учеников – им трудно работать по образцу. Они не могут сделать или нарисовать что-либо точно так же, как учитель, и невероятно страдают от этого. Им кажется, что задание выполнено неверно, потому что «непохоже».
На уроках физкультуры им бывают недоступны действия, в которых сопряжены движения рук и ног. Порой они не могут освоить асинхронное движение правой и левой половины тела (примером может служить кроль – стиль плавания). Эти дети могут лишь досконально копировать чьи-то движения. Порою приходится на некоторых этапах обучения в буквальном смысле слова двигать их руками и ногами.
Чтобы облегчить период адаптации правополушарных учеников, имеет смысл в начальной школе вводить различные игровые обучающие элементы. Например, игры в слова. Скажем, учитель на доске пишет букву, а затем диктует разные слова. Ученики же должны записать в тетрадях только те слова, которые не содержат эту букву. А вот еще один пример обучения в игре. На доске нарисована половинка предмета (яблоко, гриб, морковка, машина), ребенок должен угадать предмет и дорисовать вторую половину.
В старших классах обсуждение нового материала по химии и физике стоит начинать с опытов и только потом переходить к теории. В математике и литературе – сначала поставить задачи, для решения которых нужно усвоить некоторый материал, и только потом переходить к изучению теорем и произведений.
Важно писать план сочинения или изложения. Без научения этому навыку (выделение смысловых частей) обучение правополушарного ребенка застопорится.
Во время объяснения материала необходимо опираться на конкретные случаи из практики. В конце объяснения и в качестве домашнего задания попросить детей вспомнить или придумать ситуации, в которых могут пригодиться новые знания.
Примечательно, что в последние годы возрос интерес к культуре Востока, в том числе в связи с усилением внимания к развитию правого полушария и способностей, которые реализуются правым полушарием. Написание и восприятие китайских иероглифов напрямую связаны с развитием правого полушария, так что выбор иностранного языка тоже может способствовать школьной адаптации.
Не надо только забывать о том, что помимо учебной деятельности у правополушарных детей должны быть ежедневные занятия на развитие творческих способностей. Для полноценного отдыха перегруженного в школе левого полушария обязательны занятия двуручной деятельностью, такой как музыка, танцы, рисование, бисероплетение для девочек; для мальчиков  – конструирование, из спортивных секций  – карате, ушу и плавание, дома – велосипед, самокат, ролики.

Эффект «пойманного мячика»

При обучении дезадаптированных детей, независимо от вида дезадаптации, важно опираться на тот канал восприятия, который у ребенка наиболее активен. Некоторые дети воспринимают информацию в основном с помощью слуха, у других более развито зрительное восприятие, у третьих – тактильное.
Предположим, ребенок плохо усваивает информацию «с голоса». В этом случае при обучении стоит чаще использовать зрительные опоры: карточки, картинки, разного рода дидактический материал. Если же у ребенка более развито аудиальное восприятие, то, наоборот, лучше лишний раз повторить задание, обращаясь к нему персонально: Вася, сделай то-то.
А если у кого-то сильнее остальных выражен тактильно-сенсорный канал? Тогда, чтобы донести до школьника значимую информацию, имеет смысл подойти к нему и сказать то, что вы хотите сообщить, положив руку на плечо. Или опершись на парту.
Дети-кинестетики легче воспринимают письменный текст, если во время чтения закрывают его часть каким-либо прямоугольным предметом на уровне читаемой строчки. Попробуйте предложить это средство ребятам-кинестетикам в первом классе, а затем можно будет перейти на другую «технику»: водить по строчке тупым концом карандаша. Вроде бы простые приемы, но они дают колоссальный эффект!
Приведу пример из собственного родительского опыта.
Моя дочь ходила в школу, где было много хороших учителей. Она успешно адаптировалась к образовательному учреждению, проблемы возникли только с английским языком (потом выяснилось, что аналогичные трудности с английским существуют и у других детей в классе, но у педагога не было возможности коррегировать их).
Как оказалось, вся программа по английскому языку была построена на слуховом восприятии учебного материала, а дочка в большей мере опирается на визуальное и кинестетическое восприятие.
Что я сделала? Адаптировала методику к личным потребностям ребенка: «подключив» зрение и тактильные ощущения. Мы перестали писать, мы начали лепить буквы, выкладывать слова с помощью латинской магнитной азбуки. Правила и грамматические формы изучали в игре: я кидала дочке мячик, а затем получала его обратно вместе с какой-то фразой, которую надо было выучить или перевести. Я ей вопрос  – она мне ответ.
Новый подход быстро принес результаты: главное – девочка перестала плакать из-за проблем с языком и стала с удовольствием заниматься английским. И буквально через месяц-полтора моя помощь ей уже не требовалась.

Такие разные и нераскрытые...

В заключение хотелось бы высказать педагогам несколько общих рекомендаций, затрагивающих принципиальные аспекты адаптации учеников с особыми проблемами. Во-первых, не берите всё на себя. Привлекайте коллег и специалистов-смежников. Во-вторых, обращайтесь за помощью к литературным источникам. Интересуйтесь не только трудами по педагогике, но и по психологии, физиологии. Третье: берите родителей в союзники. Четвертое: доверяйте детям. Ориентируйтесь на их насущные потребности. Школьники такие разные, развитие в них творческого, мыслительного потенциала поможет вам работать. Ищите новые формы партнерских взаимодействий с детьми и их родителями.

Рейтинг@Mail.ru