Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

В НАПРАВЛЕНИИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ


Синягина Оксана

Выбирая будущую тему

Несколько рекомендаций школьным научным руководителям

Приближается лето, летняя практика, экскурсии, поездки, экспедиции. Это время лучше всего использовать для пробуждения интереса детей, для того, чтобы сформулировать в условиях естественной, не школьной жизни те вопросы, которые действительно волнуют ребят. Целых три месяца, чтобы внимательно всмотреться в мир вокруг тебя, задаться вопросом «почему?», и долгий учебный год впереди для поиска ответа вместе с учителями.

С учетом летних путешествий

Если вы планируете проводить исследовательскую работу со своими учениками в следующем году, поговорить о темах будущих работ нужно уже сегодня. Ребята разъедутся, чтобы напитаться новыми впечатлениями, пообщаться с новыми людьми, увидеть новые места. Сориентируйте их на то, чтобы эти ощущения были не поверхностными, а давали повод к размышлениям.
С каждым ребенком, который планирует исследовательскую работу в следующем учебном году, стоит поговорить о предстоящем лете, выяснить, куда он поедет, и вместе наметить область его интересов и возможные предварительные исследования «в полевых условиях» – их обработкой, систематизацией и объяснением он будет заниматься с вашей помощью в будущем.
Прежде всего в разговоре выясните область интересов ребенка и подумайте вместе с ним, какую тему можно выбрать, учитывая адрес его летних путешествий и окружение.

Для старших и младших подростков

Проще всего с теми старшеклассниками, которые уже выбрали будущую профессию и собираются стать участниками экспедиций на базе заповедников, биостанций, природных заказников. Там будут и лаборатории, и научный руководитель, и темы.
Гораздо сложнее (но и интереснее) намечать темы с подростками помладше – особенно если они приступают к исследованию впервые, – которых интересуют философские, этические проблемы. Хотя и в этом возрасте часто встречаются ребята, которым интересно все, что летает, растет, ползает вокруг них, интересны люди и их отношения. Для таких детей нужно сформулировать тему максимально широко, задавая как можно меньше формальных рамок. В дальнейшем процессе обработки данных и материалов вы сможете переформулировать тему и найти применение всему накопленному. Главное, чтобы ребенок собирал данные увлеченно, а не формально.
Так, мне однажды пришлось проявить всю свою выдержку, услышав от подростка тему его будущего исследования – «бессмертие». Мы обсудили, какие биологические аспекты проблемы доступны для исследования, и выяснили, что ученика больше всего интересует тема продления жизни при помощи глубокой заморозки. Он провел серию опытов с дрожжами, простейшими, водорослями в разных условиях замораживания. Особенно приятным было то, что к концу работы юный исследователь нашел научную статью, где серьезные ученые публиковали свои результаты на ту же тему. И они в целом совпали!
Такая широкая тема хороша еще и тем, что естественно-научные выводы можно дополнить философскими, этическими размышлениями.
Для младших подростков, интересующихся биологией, экологией, социологией, можно предложить несложные, но наглядные и результативные исследования.
В любом путешествии, например, можно проводить социологические опросы. Нужно только заранее обсудить сферу исследования и помочь ребенку составить анкету.
Если область интересов – биология, то самым лучшим будет сравнительное исследование, например, растительности Подмосковья и тех краев, где будет отдыхать ребенок. Для освоения методики работы нужно будет провести геоботаническое исследование в ближайшем лесу или парке. Теперь ребенок не только сможет повторить последовательность действий, но ему будет с чем сравнивать результаты.
Довольно востребованная и наглядная работа – исследование антропогенного воздействия на окружающую среду.

За консультацией – к специалистам

Помимо методики можно наметить возможности контактов с местными жителями, научными работниками заповедников, ботанических садов, музеев. Практика показывает, что эти специалисты охотно дают консультации, видя заинтересованность детей. Нужно только подсказать ребятам возможность таких консультаций.
Очень часто оказывается, что область интересов ребенка за целых три месяца значительно трансформировалась, ушла далеко от намеченного направления. И очень хорошо. Если он увлеченно занимается каким-то другим направлением, просто помогите ему сформулировать новую тему.
Главное, чтобы все, что может быть выполнено самостоятельно, было сделано именно так.

Рейтинг@Mail.ru