Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Как понять, что ученик в опасности?

Увидеть то, что скрыто. Уловить то, о чем молчат

Признаки, свойственные жертвам физического насилия

Постоянные, частые или появляющиеся время от времени специфические повреждения: свежие или заживающие отпечатки пальцев, ремня; синяки, ссадины; кровоизлияния в глазное яблоко, шатающиеся зубы, участки облысения.
В младшем школьном возрасте типичны замкнутость, стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы (особенно с плохой отметкой в дневнике), отсутствие друзей, заискивающее, угодливое поведение.
В подростковом возрасте – побеги из дома, отклоняющееся поведение (криминальное или антиобщественное), употребление алкоголя и наркотиков, агрессивность, суицидальные угрозы.

Особенности поведения родителей, позволяющие заподозрить их в жестоком отношении к ребенку

Противоречивые, путаные объяснения причин травм и повреждений у ребенка. Или вовсе резкий отказ давать какие-либо объяснения.
Позднее обращение за медицинской помощью в случае серьезного повреждения.
Перекладывание на самого ребенка ответственности за травму.
Неадекватная реакция на тяжесть повреждений: их приуменьшение или преувеличение.
Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
Невнимание к ребенку, неласковое обращение с ним.
Желание уйти от проблемы и перевести разговор на обсуждение собственных трудностей при расспросах о травмах, полученных ребенком.
Назойливые рассказы о том, как их самих наказывали в детстве: «И ничего! Нормальным человеком вырос!»

Признаки, свойственные жертвам эмоционального насилия

Постоянная подавленность, грусть, неуверенность в себе.
Наличие таких соматических проявлений, как ожирение или потеря веса, аллергические патологии, кожные сыпи, нервные тики.
Беспокойство, тревожность.
Агрессивность либо, наоборот, чрезмерная уступчивость, угодливость, заискивание.
Склонность к уединению.
Плохая успеваемость.
Неумение контактировать с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками.
Нарушения аппетита (резкое повышение или понижение, перепады).
Суицидальные угрозы и попытки самоубийства.

Особенности поведения родителей, позволяющие заподозрить их в эмоциональном насилии над ребенком

Оскорбления, брань, крик, публичное унижение ребенка.
Отказ утешить ребенка, когда он испуган или подавлен.
Постоянное сверхкритическое отношение к ребенку.
Негативная оценка ребенка.
Отождествление ребенка с нелюбимым или ненавистным родственником.
Перекладывание на ребенка ответственности за собственные беды или семейные неудачи.
Откровенное признание в нелюбви к ребенку.

Рейтинг@Mail.ru