Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Куценко Елена

Увидеть точку роста в ситуации профессионального кризиса

Это возможно, если воспользоваться технологией «открытое пространство»

К концу учебного года особенно актуальной становится проблема усталости и профессионального выгорания педагогов. Администрация школ по возможности стремится организовать для своих учителей психотренинги, специальные семинары, приглашая для этого психологов. Но психологи, между прочим, и сами относятся к числу специалистов помогающих профессий и не меньше учителей подвержены профессиональному выгоранию. Тем интереснее было побывать на конференции «Кризисная ситуация как ресурс развития: организация развивающего пространства». Она проходила в конце апреля в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» Московского городского психолого-педагогического университета. (В «ПС» № 6 за 2008 год мы публиковали советы специалиста центра, работающего с московскими учителями.)

В поле общего интереса

На конференции можно было наблюдать, как люди, обычно дающие рекомендации педагогам, разрешают ту же проблему для себя самих, работают во взаимодействии друг с другом, размышляют о разных аспектах кризиса, помогают коллегам взглянуть на их затруднения с другой точки зрения.
Создавалось впечатление, что понятие кризиса стало лишь поводом для содержательного профессионального и личностного общения. При желании и некоторой подготовке подобную встречу можно организовать и в школе. Главное, чтобы тема обсуждения была достаточно широкой и давала поле для размышлений, споров, формулирования собственных трудностей.
На конференции собрались помимо сотрудников «Перекрестка» психологи, социальные работники, педагоги школ и дополнительного образования, представители кризисных, благотворительных и медико-социальных структур.
Кстати, на школьных конференциях и педсоветах «людей со стороны» встретить практически невозможно. И очень жаль, поскольку чем разнообразнее опыт, чем богаче спектр профессиональных ракурсов, тем шире видение проблемы. Ведь главный фактор, провоцирующий выгорание, – как раз зацикленность на одних и тех же проблемах, сужение интересов и возможностей. Когда в сознании возникает так называемый эффект туннеля: человеку кажется, что он стиснут со всех сторон обстоятельствами, шагнуть в сторону и посмотреть с другого ракурса невозможно, а можно только обреченно двигаться в прежнем направлении.
Но на конференции «Перекрестка» разнообразие мнений давало возможность рассматривать тему кризиса удивительно многомерно. «Кризис» ведь понятие очень широкое, используется во многих областях: медицине, педагогике, психологии, философии, общественно-политических науках. И каждый смотрит на «свои» кризисы, почти не задумываясь о связи, например, кризиса подросткового возраста с кризисом современного мира. С этой неожиданной точки зрения посмотрел на проблему Юрий Лапшин. Его выступление в самом начале конференции задало предельно широкий взгляд на проблему. Если бы подобная встреча проходила в школе, это было бы особенно важно, ибо учителя – люди очень практические и любят сводить разговор к обсуждению очень узких, локальных трудностей.
Без разговора о школьных проблемах тоже не обошлось, но к ним перешли, договорившись о том, что они – частный случай кризиса. И его, считает кандидат психологических наук Виктор Зарецкий, вполне можно использовать конструктивно: «На самом деле кризис – условие развития, его можно превращать в точку роста. Он разрушает стереотипы, на месте которых возникает новое. Учитель, как и представители других помогающих профессий, может сопровождать этот процесс, оставаясь в позиции взрослого, но не поучая. Ошибка, трудность – это хорошо. И совершенно непонятно, почему учителя ругают за ошибки. Ведь они неизбежны, особенно на этапе освоения нового. Ошибки можно засчитывать только с того момента, когда ребенок сам решит, что он усвоил материал».
Развитие темы школьных кризисов продолжилось на секциях. Секционная работа дает возможность каждому участнику найти наиболее близкую для себя тему, высказаться и выслушать мнения коллег.
Самый актуальный для учителей – кризис профессионального выгорания. Помимо объективно тяжелых условий работы учитель испытывает давление негласных школьных законов, которые предписывают «отдавать себя работе целиком». И инерция этого стереотипа огромна. Будь на секции одни учителя, они бы совсем загрустили. Но поскольку здесь собрались еще и психологи, работающие с проблемой, они, кроме традиционных методов борьбы с выгоранием, стали на ходу изобретать возможные формы. Например, общественную организацию наподобие анонимных алкоголиков, только для учителей, которые не хотят быть поглощенными системой. Они могли бы встречаться и поддерживать друг в друге решимость не подчинять всю свою жизнь без остатка работе.
«Впрочем, – задумчиво сказала ведущая, – если процесс освобождения, выхода из кризиса станет массовым, непонятно, что станет с системой школьного образования. Ведь учителя испокон веку убиваются на работе, так, может быть, только за счет этого беззаветного энтузиазма школа и держится…»

И лучше один раз увидеть, чем сто раз законспектировать

Обычно конференция кажется удачной, если сочетает в себе и новые формы работы, и интересное содержание.
На второй день организаторы изменили способ работы и в реальности создали то самое пространство, которое было заявлено в названии. Была использована технология «Открытого пространства», очень, на мой взгляд, удачная. Особенно для применения в школе. «Она используется, когда нужно разрешить кризис, когда не хватает ресурсов и непонятно, куда двигаться дальше. Придумали технологию американцы, но по духу она какая-то очень русская», – сказали ведущие, усадив всех присутствующих в круг и объясняя простые правила.
В центре круга – букет тюльпанов, зеркальный шарик и гонг. Шарик берет в руки тот, кто собирается говорить для всего круга. Сначала он обходит всех во время знакомства: каждый представляется и рассказывает о своих ожиданиях.
Технология возникла после какой-то конференции, организаторы которой вдруг осознали, что самое интересное, содержательное и значимое происходит не в «рабочем пространстве», а в неформальном, на кофе-брейках. Из этой идеи родились три принципа и один закон.
Кто бы ни пришел, это правильные люди. То есть кого бы ни привлекла та или иная дискуссия – это именно те, кто внесет в нее наибольший вклад, потому что тема их действительно интересует.
Что бы ни случилось, это единственное, что могло произойти. Бессмысленно жалеть о непроизошедшем, ведь каждый из нас делает все, что может, в это время и в этом месте.
Когда бы процесс ни начался – это правильное время. И когда процесс заканчивается – он заканчивается. Эти принципы – о том, что нужно ориентироваться на процессы, у каждого из которых свой ритм, а не на выдуманное заранее расписание.
Закон двух ног означает, что каждый сам несет ответственность за то, где он находится и что делает. Если ты чувствуешь, что здесь не происходит ничего интересного и полезного для тебя, ты не можешь ни научить, ни научиться – перейди в другое место.
Для учителей, привыкших все делать по плану и в строгом соответствии с инструкциями, это непривычно. Но осваиваешься довольно быстро.
Можно выбрать роль «бабочки», свободно перелетающей с места на место, или «пчелы», которая переносит идеи из одной группы в другую. Впрочем, эти роли могут сменять друг друга. «Но как только вам придет мысль: «А не полететь ли в буфет?», нужно так и сделать, не медля ни секунды», – очень серьезно сказали ведущие и перешли от правил к организации.
В открытом пространстве нет главных и неглавных, правильных и неправильных людей. Каждый может предложить для дискуссии свою тему, и у каждого из присутствующих достаточно мудрости, чтобы помочь в ее решении: «Посмотрите внимательно на окружающих и убедитесь в этом».
– А теперь подумайте, в какой теме сконцентрировались ваш интерес, страсть, любопытство? Какой вопрос не дает вам покоя? Возьмите стикеры, фломастеры и напишите.
Тем временем на доске появилась таблица с шестнадцатью пустыми клетками, четыре на четыре. В горизонтальных строчках были вписаны временные промежутки – по часу, а в вертикалях стояли буквы А, Б, В, Г. Такие же буквы были прикреплены в разных концах зала. Человек, приклеивающий свой стикер в ту или иную клетку таблицы, закреплял таким образом за своей будущей группой определенное время и место.
Вот некоторые темы, предложенные для обсуждения:
– С чем связан кризис школы и где искать ресурс его преодоления?
– Как конструктивно использовать кризис: от столкновения перейти к встрече партнеров?
– Распределение ответственности в команде. Как показать коллегам, что ты идешь в правильном направлении?
– Как использовать ресурсы в ситуации кризиса, чтобы не наступать на одни и те же грабли?
– Как можно сохранять, развивать, приумножать свободную творческую атмосферу в условиях жесткой системы?
– Как увидеть перспективы за проблемами?
– Как понять, для чего этот кризис случился со мной?
Если клеток не хватает всем желающим, организовываются новые групповые места (предвидя такую необходимость, организаторы напечатали заранее дополнительные буквы).
– Даже если к вам никто не присоединился, ничто не мешает вам работать одному (на самом деле такие заявители присоединялись к близкой по тематике группе). Если за час обсуждение не закончилось, переместитесь на свободное место и продолжайте (так получилось с одной самой многочисленной группой). В конце заявители тем вывешивают на доске объявлений результаты.
Вот, собственно, и все правила. Пространство «открыли» ударом гонга, и все началось.
Технология и правда удивительная: я несколько раз принималась описывать эту атмосферу сосредоточенной, продуктивной, но не напрягающей работы, но потом поняла, что это бесполезно: нужно попробовать самому. Могу только сказать, что люди работали четыре часа подряд, но не было чувства усталости. Участники переходили из группы в группу, подходили к расписанию, выходили за чаем и кофе, в буфете завязывались новые диалоги («бабочки» организовали отдельную, вполне продуктивную группу).
Обычно технология используется для проведения проблемных семинаров, конференций, совещаний для групп от двенадцати до тысячи человек. Она позволяет порождать новые идеи и продуктивные решения. В чем мы и убедились во время заключительного общего круга. Сначала инициаторы групп рассказали о результатах, а потом высказались все участники по очереди.
Прозвучал гонг, и открытое пространство стало обычным.
На мой взгляд, было бы очень смелым и эффективным провести, например, педсовет по этой технологии. Но такое решение потребует от администрации недюжинной воли. Ведь главное условие здесь – свобода. То есть первым шагом должно стать объявление о добровольном участии. Это та самая деталь, которая очень многое определяет.
Однако, мне кажется, увидев подобное объявление в учительской, придут все.

Рейтинг@Mail.ru