Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ


Иваницкая Елена

Синдром скупого рыцаря

Прежде чем учить ребенка щедрости, попробуем разобраться, чем на самом деле вызвана его жадность

На семейных форумах в интернете родители часто спрашивают: как справиться с жадностью ребенка? Беспокойство родителей обоснованно. Ведь жадный ребенок прежде всего недоверчив, подозрителен, недоброжелателен и агрессивен. Потому-то жадин не любят дети и дружить с ними не хотят. А школа для такого ребенка превращается в настоящий полигон испытаний...

Одни хвастают, другие завидуют

Трудность распознавания жадности в том, что она граничит с нормальными и полезными свойствами личности – бережливостью, экономностью, предусмотрительностью. Как же разобраться: жадность это или просто разумное сбережение собственных вещей? Самый доказательный признак жадности – это когда она начинает господствовать над чувствами и ценностями, которые поважнее бережливости и расчетливости: над дружбой, над собственным достоинством, здоровьем и безопасностью.
Жадность бывает пассивной (боязнь лишиться того, что имеешь) и активной (страсть к захватыванию, приобретательству), которая превращается в самоцель: «Дай! Хочу! А не дашь, отниму! Украду!»
Изучая возникновение этой черты личности у подростков, совершивших корыстные преступления, специалисты отмечали, что у всех этих ребят были особые условия воспитания. Причем контрастные.
В обеспеченных семьях им предоставлялась безграничная свобода пользования вещами, которые для других детей были недоступны. Их желания исполнялись безоговорочно. Взрослые не прививали им сдерживающих начал. Способность ребенка к самоконтролю, произвольному торможению своих желаний не была развита.
В малообеспеченных семьях желания ребенка, наоборот, никогда не исполнялись и даже подавлялись. Страсть к приобретательству, захвату вожделенного предмета любыми средствами формировалась суровостью и лишениями детства.
И в том и в другом случае подростки постоянно сравнивали материальное положение своих семей с благосостоянием других. Они говорили: «Мы жили лучше всех» – «Мы жили хуже всех»; «Все завидовали нам» – «Мы всем завидовали»; «У нас было абсолютно все» – «У нас никогда ничего не было». Вот такое хвастливое или завистливое сопоставление и становится основой поведения, при котором стремление к самоутверждению реализуется через болезненно усиленную потребность в приобретении, накоплении.
Взрослея, такой подросток начинает страстно мечтать о власти, успехе и деньгах. И жаждет достичь небывалого успеха. Стать самым богатым. Самым влиятельным. Он стремится к всеобщему вниманию и восхищению. Подталкиваемый своими неукротимыми фантазиями, он рвется из-под опеки родителей, чтобы делать все, что заблагорассудится. А как только обнаруживается, что к достижению желанного успеха это не приводит, наступает следующая фаза – заместительная, которая выражается, например, в неумеренном употреблении спиртного. Так что первая жертва жадности – сам жадина.
Жадность – явление социальное. Она проявляется только в отношениях с другими людьми и в подавляющем большинстве случаев объясняется ошибками воспитания. Однако некоторые предпосылки для ее развития встречаются и в структуре личности. Дети педантичного типа особенно склонны к накопительству. Они очень аккуратные, любят и умеют под-
держивать порядок в своих вещах. Беспечность и легкомыслие, поступки сгоряча им не свойственны. «Такой добросовестный, рассудительный, предусмотрительный! Прямо как взрослый!» – радуются родители. Но потом начинают замечать, что ребенок не любит, чтобы к его вещам кто-то прикасался, и сам никогда никому ничего не дает. Честно объясняет: «Запачкают, помнут, порвут, нарушат порядок».

Делись, а то хуже будет!

Нередко родители стремятся переломить этот настрой строгостью, приказами поделиться. Послушный ребенок до поры до времени подчиняется. Но навязанная щедрость заставляет его страдать. И вскоре он перестает исполнять приказы.
Жадность зачастую только симптом, за которым скрываются серьезные личностные проблемы. И «вылечить» жадность, не решив их, невозможно. А вот когда эти трудности преодолеваются, жадность может исчезнуть сама собой.
Психологи выделяют несколько типичных случаев такой «симптоматической» жадности.
Симптом депривации. Ребенку не хватает любви, тепла и внимания. Родители так заняты на работе, что он маму с папой попросту не видит. Такие дети очень любят сладкое и никогда не делятся: они «заедают» проблему, восполняют эмоциональный недостаток лакомствами. Подаренные родителями вещи становятся для ребенка единственным свидетельством, что он нужен и дорог родителям. Именно поэтому ему трудно, невозможно поделиться: как расстаться с предметом – доказательством родительской любви, которой и так не хватает?!
В этом случае «лечить» проявления жадности не имеет смысла. Нужно «лечить» всю систему отношений внутри семьи: родители должны побольше разговаривать с ребенком, обсуждать его проблемы, интересоваться его мнением. Тогда «суррогаты» любви уже не будут столь важны и проявления жадности останутся в прошлом.
Симптом ревности. В семьях с двумя детьми жадность может быть проявлением ревнивых отношений между братьями и сестрами. Это частный случай депривации. Чаще ревнует старший ребенок, которому кажется, что младшему достается все внимание и забота. Как бы восстанавливая баланс, он никогда ничем не делится с младшим. Ведь он уверен, что главного-то – родительской любви  – у «мелкого» больше.
Но подчас ревнует и младший: ему мнится, что старшему больше позволено, у него больше интересных вещей, которые младшему пока недоступны: «С ним еще и делиться?»
Стыдить ребенка, как старшего, так и младшего, за проявления жадности – значит закреплять проблему. Лучше дать обоим почувствовать, что родительской любви у них поровну. Если им нечего будет делить в этом главном вопросе, то они спокойно поделятся второстепенным – вещами, игрушками, лакомствами.
Симптом избалованности. «Дай! Хочу!» – агрессивно требует ребенок у родителей или сверстников. Похоже на активную, захватническую жадность. Но надо присмотреться: а что будет дальше? Получив желанную вещь, жадный ребенок включит ее в свой «неприкосновенный запас» и никому не даст. А избалованный, добившись своего, быстро остынет. Для него важнее исполнение импульсивного желания, когда родители, бабушки и дедушки прыгают вокруг него, задабривают. Бороться с жадностью такого ребенка бесполезно, потому что он не жадный, он просто юный тиран.
Симптом застенчивости. Бывает и так, что ребенок слывет жадиной, потому что избегает других детей, вечно сидит где-нибудь в уголке, никогда ничем не делится. А если одноклассник подойдет и попросит какой-нибудь пустяк – карандаш или ручку, то «жадина» покраснеет, вцепится в злосчастную ручку – и не даст. Скорее всего это не жадность, а болезненная стеснительность. Застенчивый ребенок и рад бы поделиться, но не может. Он не умеет общаться и дружить.

Право на неприкосновенность

Что может посоветовать учитель родителям, если они жалуются, что ребенок не хочет делиться?
Прежде всего родителям надо понять, чего они хотят. Если они прививают ребенку дух соревновательности – а ну-ка посмотрим, кто первым доест суп, кто сильнее, кто быстрее и прочее, – то и бессмысленно настаивать: поделись своими игрушками или книжками с сестренкой или другом… Либо то, либо это. Поскольку атмосфера соревнования предполагает, что ребенок противопоставляет себя окружающим, необходимость отдать, поделиться равносильна проявлению слабости.
Другое дело, если родители собственным поведением постоянно демонстрируют ребенку доброжелательность, открытость, способность к дружескому контакту, терпение. В такой ситуации и откровенные инструкции: «Разреши сестренке поиграть твоими игрушками некоторое время, я уверена, вам понравится играть вместе» – окажутся очень уместными. Разумеется, если они не содержат в подтексте критики и обвинений.
И не стоит учить альтруизму в состоянии раздражения. Дети все равно не поверят.
Щедрость может быть воспитана только тогда, когда потребности ребенка в семье понимают и уважают, признают право иметь собственные, неприкосновенные вещи. Проблема зачастую в том, что ребенку в действительности не принадлежит ничего. Взрослые постоянно напоминают ребенку, что его вещи, игрушки на самом деле не его, они куплены родителями и в любой момент те могут распорядиться ими по своему усмотрению: забрать в наказание, передарить, потребовать поделиться. А ведь любимые вещи так много значат для детей, что они не понимают, как можно ими делиться с кем-то другим. Наибольшей щедростью отличаются не те дети, которые материально обеспечены лучше других, а те, кто хорошо к себе относится и чувствует, что он любим. И напротив, эгоисты из обеспеченных семей жадничают и дорожат своим имуществом, потому что зачастую лишены любви, понимания, уважения.

Рейтинг@Mail.ru