Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧИ ВНЕ РАСПИСАНИЯ


Никитина Александра

Обсуждение спектакля в форме творческой игры

Коллективное обсуждение творческих работ не менее важное событие на фестивале, чем конкурсный показ. Конечно, вести это обсуждение нужно особым образом, чтобы у участников была возможность осознать свои чувства по отношению к увиденному, пройти путь самостоятельного и личностного постижения спектакля, а не отделаться формальными оценками. Но долгие дискуссии хороши для подростков. С детьми младшего возраста логичнее выстроить творческую игру, решающую те же задачи.

Сначала проводим творческую разминку (например, упражнение «зеркало», где партнеры должны повторять движения друг друга), затем даются задания на пробуждение эмоциональной памяти. Для этого расходимся по классу, педагог называет героев спектаклей, место и время действия, даже погоду, а дети стараются двигаться, как цветки лотоса, распускающиеся утром навстречу солнцу, как лягушата, перепуганные появлением Дюймовочки, как любопытные комары, как река, несущая лист кувшинки. Вдруг хлопок. Педагог считает до трех, и все замирают в живой картине на заданную тему.
Теперь поделим детей на группы по случайному принципу (расчет, разноцветные карточки и т.д.): должно получиться столько групп, сколько спектаклей было в обсуждаемом показе. Каждая группа получает ватманский лист и вытаскивает из «шляпы» название одного из спектаклей.
Ребята решают, чем рисовать фон и писать название, и аргументируют свой выбор. Аргументы шепчут на ухо педагогу, после чего он выдает необходимые материалы и инструменты. Предлагаются: карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, уголь, пастель, восковые мелки. Группа рисует фон и пишет название спектакля, придумывая шрифт, наиболее подходящий для характера предложенного спектакля. Так фиксируется самое общее впечатление от увиденного.
Группы по кругу меняются ватманскими листами и соответственно спектаклями. Доставшуюся историю разбиваем на какие-то части (эпизоды) и обозначаем на ватмане пространство каждой части (здесь Золушка плакала у камина, здесь танцевала с принцем…). Может, получится карта с разными местами действия, может, домик с этажами, комнатами или окошками для каждой части или что-то другое – кто как придумает. Главное – объяснить, почему хочется сделать именно так. Каждый фрагмент коротко подписываем – называем. Вот и зримая структура спектакля.
Снова меняемся листами по кругу. Вспоминаем сначала самые грустные, тревожные, неприятные моменты и рисуем свое ощущение подходящей краской в соответствующем уголочке на ватмане. Иллюстрировать вовсе не нужно. Рисуем именно свое ощущение. Оно может быть фантастическим или реальным существом или просто цветовым пятном. Затем вспоминаем самые веселые или приятные моменты, их тоже рисуем. Таким образом, выделяются эмоционально значимые эпизоды спектакля.
Еще раз меняемся листами ватмана по кругу. Каждый вспоминает героя, за которым ему было интереснее всего наблюдать на протяжении всего спектакля. Каждый рисует в любой точке ватманского листа, которая кажется ему подходящей, этого героя и себя. Важно, чтобы мы поняли, как взаимодействуют герой и автор рисунка. Может быть, они общаются, а может быть, герой не видит присутствия автора. Может, они вместе участвуют в сюжете, рассказанном в спектакле, а может быть, общаются вне его: гуляют по саду, играют в футбол, рассматривают книжку с картинками, дергают девчонок за косички…
В последний раз меняемся ватманскими листами. Пишем где хотим самое главное, что хочется сказать про спектакль конкретному адресату: герою, автору пьесы, актеру, режиссеру, своему другу, учителю.
В конце складываем все картинки в центре класса, рассматриваем внимательно, обмениваемся впечатлениями о том, что в чужих работах показалось самым интересным.
Финал – общая живая картина «Наше впечатление от увиденного».

Рейтинг@Mail.ru