Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ


Болгова Ирина

Чтобы школьная конференция стала образовательным событием

Несколько советов, как ее грамотно организовать и провести

Расширяя спектр образовательных ресурсов, школы все чаще обращаются к форме ученической конференции.
В процессе ее организации приходится учитывать множество организационных, методических и психологических факторов.
О них рассказывает учитель московской школы № 1945, где уже несколько лет ведется целенаправленная работа
по организации ученических конференций.

Время и место

Конференцию необходимо приурочить к какому-либо событию, дате, мероприятию. Поскольку подготовка к конференции занимает достаточное количество времени, лучше всего ее проводить весной.
Заранее определите, сколько времени займет конференция, где будет проходить и какие формы работ будут на ней представлены. Лучше всего использовать для проведения конференции целый учебный день. В нашей школе конференция занимает формат шести полноценных уроков и проходит в читальном зале библиотеки.
Важно помнить, что при «докладной» форме для выступления, вопросов и ответов на каждую работу необходимо отвести 10–15 минут, то есть за 5–6 уроков-секций можно представить 15–24 выступления. Такая конференция может проходить и в актовом зале, и в обычном классе.
Если количество желающих принять участие в конференции велико, то возможно проведение стендовой формы или выставки работ (авторы готовят стенды или постеры, на которых отражены основные этапы и результаты работы, а во время экспертизы поочередно беседуют с экспертами). Работу такой конференции достаточно проводить в течение 1–3 уроков, в зависимости от возраста участников и возможностей организации. Выставка даже 15–20 стендов с трудом поместится в обычном классе, поэтому постеры лучше выставлять в холле, спортивном или актовом залах.
Возможно очное представление компьютерных презентаций. Для такой формы не обойтись без специального мультимедийного оборудования. Работу можно проводить в актовом зале, читальном зале библиотеки или в просторном классе.

Структура

Четко определите направленность конференции, это поможет ограничить круг рассматриваемых вопросов и проблем. Лучше всего выделить секции, например, естественно-научную, гуманитарную, физико-математическую, социальную, информационно-технологическую. Секции могут иметь и более широкую направленность: эколого-гуманитарная, лингвистическая и др. Каждая может иметь название: «Химия и жизнь», «Экологические проблемы и устойчивое развитие городов», «Науки о Земле». Название секции поможет – и ученикам и учителям – определить, куда отправить свою работу. Если конференция междисциплинарная, то лучше всего указать научно-философскую направленность.

Эксперты

Заранее согласуйте с администрацией состав экспертного совета. Эксперт конференции анализирует не научную ценность ученической работы, а пользу, которую принесло выполнение работы для развития ее автора.
При проведении «докладной» формы конференции достаточно 5–7 экспертов. Ими могут быть учителя-предметники, социальные педагоги, представители администрации. В нашей школе экспертным является Ученый совет, в который входят 2–3 завуча средней школы, 4–6 учителей-предметников.
При проведении выставки работ экспертов должно быть практически столько же, сколько представлено работ. В этом случае в состав экспертного совета помимо администрации и учителей могут входить и работники библиотеки, и родители, и представители общественности, и ученики старших классов.
Каждый эксперт заполняет оценочный лист, в котором указан перечень рекомендуемых или обязательных к экспертной оценке детских работ, а также критерии, по которым необходимо их оценивать.
Например: регламент выдержан (0–1), выступление свободное (0–2), речь, отражающая заинтересованность (0–2), наглядность, иллюстрирующая доклад (0–2), компетентность ответов на вопросы экспертов и слушателей (0–2), качество оформления текста работы (0–2), объем выполненной теоретической работы (изучение литературы) (0–2), объем выполненной практической работы (собственные изыскания) (0–2), актуальность проведенного исследования (0–2), дополнительный балл, личное мнение эксперта (0–1). Проанализировав доклад, эксперт должен сдать в оргкомитет заполненный оценочный лист.
Эксперт должен быть готов ответить на вопросы, которые вызвали затруднение у ученика, порекомендовать пути дальнейшей разработки темы, зафиксировать неверные положения и довести их до сведения автора и/или руководителя, охарактеризовать качество работы, обратить внимание на методические успехи и недочеты.

О чем нельзя забывать до конференции…

Заранее познакомьте учеников, учителей и родителей с «Положением об ученической конференции», чтобы каждый участник смог предварительно самостоятельно откорректировать свою работу согласно требованиям.
Позаботьтесь о том, чтобы объявление о проведении конференции было вывешено заранее на стенде информации. Объявление может быть необычным – в виде стенгазеты, листовки, красочного плаката. Сделайте эту информацию яркой, четкой, крупным шрифтом. Каждому ребенку приятно будет увидеть свою фамилию. В объявлении должны быть указаны дата, место, время, секции, имена участников и темы работ проведения конференции или выставки, чтобы каждый желающий смог поучаствовать в работе секций, задать вопросы, получить необходимую информацию.

… и после нее

Не забудьте подвести итоги конференции! Не надо ограничиваться сухим отчетом для администрации: было столько-то, выступали столько-то, подсчитали, сложили в папку и забыли. По итогам конференции лучше всего выпустить информационный лист, стенгазету и т.п. с результатами, в которых следует указать лучшую работу по различным критериям (самая актуальная, самая объемная, самая информативная, лучшая коллекция, технологичная – по мнению учеников, по мнению родителей – и еще любые номинации, на которые способна фантазия организаторов). В нашей школе выходит после конференции (как и после многих школьных мероприятий) фоторепортаж с мнениями участников, который занимает несколько информационных стендов в холле школы. Ведь как это приятно – увидеть себя любимых, да еще беседующими на равных со строгими учителями и «недоступным» завучем или директором. Обязательно вручите памятные дипломы лауреатам! А всем, кто участвовал, авторам работ, – памятные сертификаты (их легко сделать самим с помощью компьютера и хорошей бумаги), благодарственные письма – родителям и коллегам.

Старт для нового этапа

Помните, что в вашем регионе проходят различные конференции и конкурсы. Порекомендуйте (иногда даже настойчиво) авторам актуальных, исследовательских, творческих, современных, интересных работ попробовать свои силы в них. Помогите детям подать заявку, оформить аннотацию, сформулировать тезисы для участия. Поверьте, участие в различных творческих мероприятиях позволит вам увидеть ваших учеников совсем с другой стороны, раскрыть в них дремлющие способности и даже таланты, окунуться в мир таинственного и непознанного. Учиться никогда не поздно, даже учителям. Удачи вам в этом интереснейшем познавательном процессе!

Рейтинг@Mail.ru