Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Меркулов Филипп

Дерево знаний – для всего класса и каждого ученика

Как использовать ситуацию итогового оценивания не для контроля и проверки, а для расширения представлений о своем образовании и о самом себе

Конец года – необходимо подвести с детьми итоги, повторить изученное, оценить достижения всего класса и каждого ученика в отдельности. Конечно, можно провести ряд контрольных работ, тестов, выставить оценки, в том числе печальные, составить длинный список неусвоенных тем, приготовить задания на каникулы. А можно поступить по-другому...

Что оцениваем? Кто оценивает?

Современные педагоги уже привыкли к тому, что в центре внимания не сумма знаний, а компетенции, которыми каждый ученик владеет в разной мере. И наша цель – позволить каждому максимально развить свои способности.
Теоретически оценки по предмету должны свидетельствовать о владении определенным набором умений. Но на практике мы видим, что пятибалльная система очень неточно определяет, насколько ребенок владеет предметом, ориентируется в программе. Значит, при подведении итогов необходимо совместно обсудить и понять наконец, какие умения, знания могут нам пригодиться на уроках, кто чем владеет из списка необходимых навыков.
Для ученика невероятно значима оценка его умений со стороны одноклассников, возможность публично продемонстрировать свои таланты. Такая публичная демонстрация позволяет наладить в классе обмен опытом, деловые отношения по поводу знаний. И здесь не будет неуспешных, потому что каждый наверняка умеет что-то такое, что будет оценено окружающими.
Технология, позволяющая осуществить все вышеперечисленное, существует уже более 15 лет и носит имя «Дерево знаний» (идея была выдвинута французскими педагогами Мишелем Отье и Пьером Леви в 1992 году).
«Выращивая» коллективные и персональные «деревья знаний», каждый участник образовательного процесса получает представление о том, что сделали он сам и его коллеги для достижения общей цели, какое место он занимает в сообществе в связи со своими знаниями и умениями.
Кроме того, «Дерево знаний» создает яркий, зримый образ всех интеллектуальных сокровищ класса.

Как это делается?

Нам потребуются большой лист ватмана, разноцветные стикеры и пара коробок.
Сначала ученики и учитель создают банк умений, которые могут пригодиться на занятиях по данному предмету (и в жизни тоже). При этом программа не исключается из сферы внимания, но круг обсуждаемых тем гораздо шире. Ситуация «назовите, что вы умеете делать, что вы знаете по предмету» принципиально отличается от привычной в конце года мизансцены: «Сейчас я проверю, знаете ли вы то, чему я вас учила весь год. Или не знаете…» В результате количество названных умений поражает воображение.
Собранные в коробочку умения (бумажные прямоугольнички или стикеры, на которых записаны предложенные учениками и педагогом умения, способности, знания) необходимо структурировать – выстроить из них дерево. При этом каждый листочек обязательно должен найти свое место на дереве, но только один раз. «Вырастить» дерево можно двумя способами.
К примеру, ствол сложить из прямоугольничков, на которых записаны базовые умения, самые необходимые, освоенные давно, постоянно используемые. Соответственно недавно приобретенный опыт, достижения последних месяцев, недель располагаются выше, на ветках. Ветки, расходящиеся в разные стороны, позволят обозначить разные группы умений, не всегда связанные друг с другом. Листочки – это умения, необходимые время от времени, ситуативно. Конечно, создать такой образ общего знания – непростая задача, требующая и от детей, и от учителя серьезного анализа учебного процесса, инвентаризации изученного. Для большей наглядности ствол, ветви и листья раскрашивают в разные цвета.
Второй подход к построению дерева требует измерения степени освоенности того или иного умения. Сначала подойдет простой рейтинг. Если большинство детей в классе заявляют, что владеют неким умением, оно записывается на коричневый прямоугольник и укладывается в ствол. Те умения, которыми владеет две трети класса, фиксируются на темно-зеленых прямоугольниках бумаги. Это ветви. Умения, которыми может похвастаться лишь треть класса, превращаются в листья (светло-зеленые прямоугольники), единичные достижения на белых бумажках становятся бутонами, почками – это абрис будущего.

Проблема адекватности

Сообщество не может удовлетвориться голословными заявлениями ребят о том, что они прекрасно умеют делать и то, и пятое, и десятое. Необходимо сертифицировать заявленную квалификацию.
Поэтому каждый ученик, который говорит, что умеет, к примеру, определять спряжение глагола или ориентироваться на местности при помощи карты, сразу придумывает, каким образом он может подтвердить свои слова, заодно и проверить, есть ли в классе столь же опытные ученики.
Этап сертификации знаний самый трудный. Прежде всего потому, что некоторые умения дети не могут назвать, часто не могут сформулировать. А без ясного понимания, в чем суть той или иной компетенции (на данном этапе), трудно придумать «правильное» испытание. Все испытательные задания складываются в отдельную коробку для общего пользования.

Возделывать свой сад

Общее разноцветное могучее «Дерево знаний» вселяет в учеников гордость за свой класс.
Но все же в огромной картине трудно найти себя. Поэтому «дерево знаний» класса копируется для каждого ученика, можно уже в черно-белом уменьшенном варианте. И каждый ребенок в эту схему вписывает себя лично (в соответствии с полученными сертификатами). Какие-то клеточки останутся пустыми (лично я этого не умею), какие-то будут закрашены гордым красным цветом (это у меня хорошо получается, всегда), какие-то еле заштрихованы простым карандашом (обычно могу сделать) или обведены пунктирной линией (иногда получается, а чаще – нет).
Теперь можно и оценить свою работу в году, и понять, почему так часто не решаются уравнения (многие стволовые умения не освоены), и наметить планы на будущее: хочу научиться формулировать вопросы, к примеру. Кстати, сразу понятно, к кому обратиться за помощью. Можно к учителю, как всегда, а можно к соседу по парте. У него этот прямоугольник красным цветом закрашен.
Попутная выгода. Такие деревья – прекрасный материал для разговора с родителями: вот чему мы научились все вместе, вот достижения вашего сына, а это проблемы, над решением которых стоит поработать вместе с ребенком.

Ярмарка умельцев

Нарисовав все деревья, можно «прогуляться по саду». Каждый ребенок сочиняет четыре объявления: два про то, чему может научить, два про то, чему хочет поучиться.
Конечно, даже если ученик превосходно умеет что-то делать, это еще не значит, что он может научить тому же другого человека. Поэтому перед началом «обмена опытом» стоит провести совещания по группам, чтобы понять, кто как собирается учить одноклассников.
– Что предлагаешь на ярмарку?
– Умение ориентироваться по плану.
– А как будешь этому учить?
– Дам план парка и попрошу дойти до точки, которую заранее отмечу.
– Так ничего не получится. Сначала нужно понять, что как обозначено на плане, пальцем провести маршрут, рассказывая, мимо чего идешь, где повернешь…
Важный вопрос: как понять, что человек чему-то научился? Тут снова могут пригодиться задания, которые придумывались для сертификации знаний. Могут быть и другие варианты. Отдельная задачка: есть ли такие умения, которые не освоишь за 1–2 урока. И как увидеть, что человек хоть чуть-чуть продвинулся в нужном направлении? Или вовсе не браться за сложные вещи?
Подобные совещания проясняют для ученика, из каких элементов состоит его личное умение, как можно его продемонстрировать. Легко представить, как пригодится это в дальнейшем.
Сама ярмарка проходит почти без участия педагога. Дети охотно учатся друг у друга.
А как же конец года? Итоги? С итогами уже все ясно. А желание учиться, совершенствоваться – бесконечно.

Рейтинг@Mail.ru