Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2008
Первая тетрадь
Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ


Комментарии экспертов

Елена Мизулина, председатель Комитета по вопросам женщин, семьи и детей:
– Сегодня закон свободен от тех недостатков, за которые он подвергался критике, он не уничтожает ни одну форму семейного устройства, он позволяет мягко реформировать детские дома и службы сопровождения и решает главный вопрос: законное представительство для всех видов семей – опекунских, патронатных, приемных. При этом учитываются существующие особенности, и договоры о патронатном воспитании, заключенные до вступления в действие закона, сохраняют свою силу.

Сергей Колосков, правозащитник:
– Речь идет о сопротивлении системы, которая ничего не хочет менять в своей работе. Если бы были приняты поправки о патронате, через некоторое время детей в семьях было бы в 10 раз больше, а бракоделам-чиновникам оставалось бы все меньше возможностей для халтуры.

Ирина Григорьева, уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелии:
– В законе основное внимание уделяется различным видам семейного устройства, но упускается из виду профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия. Без решения этой проблемы количество сирот будет увеличиваться, потому что бороться с последствиями катастрофы гораздо сложнее, чем предотвращать причины их появления.

Татьяна Марголина, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае:
– Закон о патронатной семье в Пермском крае был принят в 1997 году, также принято специальное постановление регионального правительства о службе сопровождения. За эти годы было закрыто 14 детских домов в связи с передачей детей в замещающие семьи, а сами учреждения были перепрофилированы в центры патронатного воспитания.
В настоящее время более 2000 детей воспитываются в таких семьях. Теперь очень трудно будет объяснять жителям Пермского края, почему становится невозможным устройство детей в замещающие семьи. Это вызовет шок у тех, кто уже воспитывает детей в таких семьях или собирается взять на воспитание сирот.
Так можно ли одним росчерком пера лишить всех этих людей такой возможности? Принятый закон отбрасывает нас на 10 лет назад.

Людмила Улицкая, писатель, лауреат премий «Букер» за 2001 год и «Большая книга» за 2007 год:
– Существует два подхода. Один – бюрократический, при котором ничего не надо менять ни в мышлении, ни в деятельности, ни в денежных потоках. Вторая модель – патронатная – отлаженная, отработанная, показавшая результаты. Но если ее примут на законодательном уровне, то чиновникам будет нечего делать. Все это противоречит здравому смыслу в угоду привычному положению дел. А по отношению к детям это не что иное, как вредительство.
Было бы разумно, чтобы этот закон писали люди, которые имеют опыт организации патронатных семей. Тогда бы он опирался на сегодняшнюю реальность, на ситуацию в гражданском обществе.

Светлана Сорокина, телеведущая, член Общественного совета при Минобрнауки:
– Есть унифицированная схема, по которой чиновникам удобно работать, поэтому они сопротивляются всему новому. И эта система сохраняется. Это морально устаревший закон. И нам придется еще много лет ждать нового, а с этим бороться, преодолевая трудности, которые он создал.

Рейтинг@Mail.ru