Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Рособрнадзор: смена руководства еще не означает смены курса

Официальная позиция изменилась только в одном: монополии на создание КИМов больше быть не должно

Указом премьер-министра Виктора Зубкова руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзора) была назначена Любовь Глебова, сменившая на этом посту Виктора Болотова, который перешел на работу в РАО. На днях Любовь Глебова провела свой первый брифинг в новой должности и рассказала о своих планах работы.

Позвольте вам представить…

Биография нового руководителя одной из ключевых структур в системе образования служит своеобразным зеркалом нашей переменчивой эпохи и не совсем типична для чиновника такого ранга, хотя некоторые «этапы большого пути» можно считать вполне традиционными для людей, родившихся в 60-х.
Речь идет о комсомольской работе, которой Любовь Глебова посвятила 12 лет (с 1980-го по 1992 год) после окончания Арзамасского государственного педагогического института (специальность – русский язык и литература) и защиты кандидатской диссертации по педагогике.
После развала СССР и комсомольской организации она занималась коммерческой деятельностью, возглавляя Нижегородскую дирекцию лотерей.
А в 1999 году по спискам СПС была избрана в Госдуму, где работала зампредом Комитета по образованию и науке.
С декабря 2001 года была заместителем полпреда Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко, курируя вопросы социально-культурной политики, в том числе развитие образования.
С ноября 2005 года занимала должность статс-секретаря, заместителя министра здравоохранения и социального развития – вплоть до своего перехода в Рособрнадзор.

Новое назначение не было неожиданным

Выступая перед журналистами, Любовь Глебова отметила, что последнее назначение не было для нее неожиданным, «скорее долгожданным и радостным – настолько, что трудно сдержать свои эмоции».
Признавая, что из сферы образования она ушла достаточно давно (в 2001 году Любовь Глебова покинула пост зампреда профильного комитета в Госдуме), новый руководитель Рособрнадзора подчеркнула, что у нее была «замечательная база – комсомольская работа, которая дала опыт коммуникаций и принятия решений».
Отвечая на вопрос о том, изменится ли что-то в работе контрольно-надзорного ведомства после ее прихода, Любовь Глебова констатировала, что «деятельность Рособрнадзора имеет хорошую нормативную базу, все технологии четко прописаны, поэтому нового в имеющиеся правила вносить не надо, первостепенное внимание следует уделить тому, как работают эти правила».
В связи с этим, как считает глава
Рособрнадзора, следует ужесточить контроль над филиалами вузов и качеством юридического и экономического образования.
Что касается главного направления деятельности – ЕГЭ, то здесь основные решения будут приниматься по итогам нынешнего года, который является переходным этапом от экспериментального режима к штатному.
Правда, в ближайшее время планируется одна весьма кардинальная перемена, связанная с альтернативной разработкой КИМов по ЕГЭ.

Выбор взамен монополии

«КИМы должны создавать разные группы специалистов. Чем больше разработчиков мы привлечем, тем богаче будут технологии ЕГЭ и выше качество КИМов, монополии здесь быть не должно», – заявила новый глава Рособрнадзора, намекая на монополию в этой сфере Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), который пока единолично координирует эту работу.
В то же время Любовь Глебова признала, что «сделать это будет сложно, поскольку это не самое популярное решение», но подчеркнула, что намерена отстаивать возможность выбора из разных вариантов вопреки «упорному и настойчивому продвижению только одной имеющейся модели».
Работу по внедрению альтернативных разработок КИМов планируется вести в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО), однако в подробности Любовь Глебова углубляться не стала, поскольку, по ее мнению, говорить о конкретных деталях пока прежде-
временно.

ЕГЭ по литературе: дискуссии продолжаются

Другое нововведение, решение о котором принял прежний руководитель Рособрнадзора, Виктор Болотов, касается отмены обязательного ЕГЭ по литературе, что вызвало противоречивую реакцию со стороны специалистов и представителей общественности. Сторонники этой меры утверждают, что сдавать литературу в форме тестов невозможно, противники опасаются, что школьники вообще перестанут читать.
Любовь Глебова считает, что эти опасения сильно преувеличены, поскольку никто не отменял текущую аттестацию по этому предмету. Кроме того, регионам предоставлено право провести третий обязательный экзамен по ЕГЭ, но, как выяснилось, никто не решился сделать этот выбор в пользу литературы.
Только 30 субъектов РФ включили литературу в список предметов по выбору.
Начальник Управления контроля и оценки качества образования Рособрнадзора Валентин Шаулин объясняет это тем, что «органы управления образованием ориентированы на запросы родителей и учеников».
Выступая на недавней пресс-конференции в Рособрнадзоре, председатель предметной комиссии по разработке
КИМов по литературе Сергей Зинин рассказал о том, что профессиональное сообщество уже пришло к выводу о необходимости внести изменения в нормативную базу, обеспечивающую проведение ЕГЭ.
Так, предполагается, что все школьники будут сдавать обязательный экзамен по литературе в традиционной форме, а формат ЕГЭ останется только для тех выпускников, которые намерены поступать в вузы на профильные гуманитарные специальности.
Сами КИМы по литературе подверглись существенной редакции. В новой версии отсутствует часть «А» с выбором вариантов, вызывавшая серьезные нарекания, зато выросла доля заданий, требующих развернутого ответа (например, анализ фрагментов художественного текста).

Как оценить любовь к Родине?

В настоящее время в педагогическом сообществе формируется новое представление о качестве образования, которое не ограничивается отметками по предметам и баллами за ЕГЭ, хотя на практике деятельность школ и учителей оценивается именно по результатам ЕГЭ, что чревато различными перегибами, например фальсификацией оценок.
«Кроме ЗУНов и формальных сведений по предметам к качеству образования относятся и ключевые компетентности (социальные, информационные, правовые, экономические), а также социальный опыт учащихся и такие надпредметные понятия, как «Родина», «любовь», «вера», которые не даются параграфами учебника»,  – считает ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.
По его мнению, очень важно понять, какими должны быть формы аттестации внеучебной деятельности школьников.
Решение этой непростой задачи станет одним из направлений деятельности нового Совета по качеству образования, к участию в котором планируется привлечь работодателей, Союз ректоров России, представителей общественных организаций, которые будут объединены в широкую межрегиональную сеть.

Рейтинг@Mail.ru