Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Куценко Елена

...И никаких отметок!

Что дает учителю опыт составления письменных характеристик-размышлений

В начальных классах традиционные отметки противопоказаны: они нивелируют развитие начинающего школьника, прививают формальное отношение к учебе, а то и вовсе отбивают охоту учиться.
Поэтому я перешла на так называемое качественное оценивание. С ошибками мы, конечно, работали, но никаких троек, двоек и пятерок ни в журнале, ни в тетрадях не было. А для того чтобы ученики и их родители имели представление об успехах и проблемах каждого, в конце четверти я садилась писать «качественные характеристики» – письма родителям о продвижении их ребенка за прошедшие два-три месяца.
В освоении любой новой формы деятельности «с нуля» кроется немало подводных камней, но и открытий тоже.
Я приступила к работе, понимая лишь то, что времени это займет уйму, а форму придется искать опытным путем. Перелистывала свои записи, просматривала детские работы и пыталась рассказать о своих наблюдениях более или менее человеческим языком.
«Таня довольно осторожно вступает в общение с ребятами, робко и неуверенно отвечает, даже когда знает ответ – стесняется, наверное. В группе по возможности отказывается от роли рассказчика. Но во время репетиций спектакля совершенно преображается: играет с увлечением, свободно, ярко».
«Косте явно интересно в последнее время попробовать себя в разных ролях. Недавно сказал, что специально пойдет в ту группу, где нужен будет координатор. У него явный интерес к процессу деятельности, хотя в этом возрасте обычно сосредотачиваются на содержании задания.
«У Саши, кажется, закончился период спада и уныния. Но в текстах по-прежнему ошибки концентрируются или в первой половине, или во второй. Психологи говорят: это от неумения сосредоточиться. Или он просто не успевает проснуться – мы ведь пишем обычно с утра».
Пишу я, пишу про одного, другого, третьего… О ком-то получается короче, о некоторых – длиннее. А потом перечитала все письма подряд одно за другим – и обалдела, как говорят дети. Обо мне эти тексты, собранные вместе, говорят не меньше, чем о моих учениках. Они оказались зеркалом, в котором совершенно отчетливо стали видны мои педагогические ценности, установки, угол зрения. Когда просто работаешь изо дня в день, то кажется, что обращаешь внимание на все, что положено. Если же начинаешь формулировать свои профессиональные приоритеты абстрактно, то легко напридумывать красивых слов, нарисовать радужную картину. Очень полезно в этот момент соотнести все это с реальностью. У меня получилось именно так благодаря тому, что писала я без заранее заготовленного плана, как пойдет.
Когда ребята стали постарше, они тоже начали составлять такие рефлексивные тексты. Но для опоры мы с ними придумывали несколько пунктов в виде незаконченных предложений: «Моя самая большая удача… У меня наконец-то получилось… Мне не комфортно, когда… Несбывшееся…»
Эти сочинения читать особенно увлекательно. И всегда находишь несколько неожиданных высказываний. Например, из «Несбывшегося»: «Я так и не написал диктант совсем без ошибок».
А я-то думала, что ошибки в диктанте у него на последнем месте…

Рейтинг@Mail.ru