Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2008
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Договариваемся или торгуемся?

В воспитании порой уловить эту грань довольно сложно

Постоянно объясняя родителям, что с детьми надо договариваться, мы в конце концов сумели ввести это хорошее слово в их лексикон. Теперь у нас все договариваются:

«Тройку принес – гулять не пойдешь, мы договаривались; уроки не успел выучить – к телевизору не подходи, мы с тобой это уже обсудили; вот тебе за пятерку десять рублей, как договаривались».

Эти и подобные родительские суждения часто приходится слышать от детей. Одни воспроизводят их без какого бы то ни было умысла, просто описывают свою ситуацию, другие пытаются с их помощью повлиять на учителя, «договориться»: я помою парты, а вы мне пятерку в дневник, а?
Увы, в воспитании грань между торгом и договором, договором и шантажом, договором и подкупом, договором и запретом не ощущается. Нетрудно догадаться почему: нет настоящего равенства сторон. Все жизненные ресурсы, блага ребенка сосредоточены в руках взрослого: он и условия диктует, и дает своим действиям какие угодно названия.
Это не договор, а порядок, установленный взрослыми. «Договорились, – говорит отец сыну, – ты заканчиваешь четверть без троек, и я беру тебя в горы». Он ожидает «нет» или «да, но»? Признания ребенка в трудностях изучения чего-то или рассказа о сложных отношениях с кем-то? Ничего подобного, он только ставит цель, ради достижения которой ребенок, по его мнению, будет лучше учиться, и транслирует свое представление о том, что сама по себе учеба цели и смысла не имеет.
Применять «поощрения по договоренности» надо очень осторожно, ясно понимая, зачем мы это делаем.
Когда многие важные навыки находятся в стадии развития, поощрение крайне важно для их продвижения и – как следствие – для хорошего самочувствия ребенка. Например, вы не можете засадить ребенка за уроки и выставляете ему условие: когда сделаешь домашнюю работу, посмотришь любимый фильм. Стимул срабатывает: ребенок сосредоточивается и увлекается. Торг? Да, но и реальная помощь в организации времени, привитие полезной привычки чередовать труд и отдых.
Если же мы начинаем «договариваться» с третьеклассником, например, о благах, которые его ожидают, если он четверть хорошо закончит, никакой реальной помощи мы ему не предлагаем. А фраза «а я тебя предупреждала», может, и способствует укреплению вашей власти, но не продвижению и хорошему самочувствию ребенка.
Конечно, дети разные. Иной скажет, что никакой фильм ему не нужен, никакие горы и велосипеды, чтобы учиться.
И семьи разные. В одних соблюдение договоренностей – закон для всех членов семьи, и это дает воспитательный эффект, а в других «мы договаривались» – ничего не значащее присловье.
Так что установка взрослого на договорные отношения с ребенком – вещь, конечно, неплохая, но без готовности к глубокой внутренней работе совершенно бесполезная.

Рейтинг@Mail.ru