Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

Мирошников Владимир

Школьный конкурс учительских инициатив

Он может стать особым управленческим проектом директора

Третья четверть подходит к концу, и мы всецело сосредоточены на предполагаемых результатах. Отличники? Хорошисты? Не упустили ли кого, ведь оценки детей – показатель качества нашей работы!
Пути повышения качества могут быть разные, и каждый учитель выбирает свой, сообразуясь со многими обстоятельствами: особенностями детей, возможностями школы, стилем работы администрации.
Хорошо, если руководство школы понимает, что лучшие предложения по совершенствованию работы идут снизу, что исследование инициатив учителей – перспективно. Но ведь и хлопотно. Тут важно все: и то, что учитель уже делает; и то, что он пытается воплотить; и то, о чем он мечтает. И потом: один педагог готов сам заявить свои предложения, а другому в определении его сильных сторон необходим взгляд со стороны, третий полностью закрыт, а результаты демонстрирует прекрасные.
Поди разберись!
Однако стоит администрации сделать первый верный шаг в этом направлении, школа тут же начинает преображаться…

Расхожая фраза «инициатива наказуема» всегда произносится полушутя-полусерьезно: понятно, что дело это хорошее, и все же безопаснее «не высовываться». Мне всегда хотелось, чтобы думающий, активный учитель получал вознаграждение за свои труды, чтобы мне в спину не шептали: «Как ни старайся, а толку чуть: зарплата у всех одинаковая».

Начальный этап

Два года назад с огромным трудом удалось на районном уровне согласовать возможность распоряжаться надтарифным фондом школы. Премиальный фонд составлял пять процентов от него. Мы создали Положение, которое давало возможность получать зачетные баллы за выполнение собственных инициатив. Было оговорено: в первую очередь поощрялись инновационные подходы к организации учебного и воспитательного процессов, мероприятия, имеющие расширенную аудиторию (среди участников могли быть ребята из параллельных классов или даже других школ). Начислялись баллы и за мероприятия, работающие на имидж школы: участие в конкурсах, олимпиадах, спортивных состязаниях.

И сразу – результат

Учителя стали обращаться к заместителям директора со своими предложениями, те – соотносить пожелания учителя с задачами курируемого направления и после обсуждения встраивать их в учебно-воспитательный процесс.
В конце четверти заместители делали обзор учительских предложений по тем направлениям, которые они курировали. Суммировали баллы и исходя из величины премиального фонда определяли стоимость одного балла. Она колебалась в зависимости от числа претендентов и могла составлять от 1900 до 2200 рублей. Таким образом, наиболее активные работники могли получить квартальные премиальные в размере до 6600 рублей.
Совершенно неожиданно для нас из этого вырос интерес к составлению собственного портфолио. А ведь раньше, когда мы, администрация, предлагали учителям, готовящимся к аттестации, составлять портфолио, понимания не находили.

Как поддержать процесс?

Мне хотелось не только поощрять инициативных учителей, но и помогать им в проведении интересных дел. Например, выделять некоторые суммы на приобретение необходимых материалов, на призы участникам. Стало понятно, что лучше было бы такие затраты планировать заранее, ведь денег на счете школы, как всегда, не хватает, а быстро найти спонсора не всегда получается.
Тогда я опубликовал в районной газете письмо «А почему проекты только национальные?», в котором рассказал о школьном конкурсе учительских инициатив, особо упирая на то, что средства не распыляются, поощряются проекты, способствующие развитию школы. Что мы под предоставляемые гранты проводим конкурс учительских проектов. Назвал направления конкурса: учебная деятельность, воспитательная работа, внеклассная работа, общественная работа, интернет и ИКТ. Сказал о критериях: оригинальность, завершенность, действенность, массовость, в том числе участие других школ. Добавил, что к нам могут присоединяться учителя из других школ района, единственное условие – в реализации проекта должны участвовать ученики Заброденской школы. В конце главное: «Финансирование производится из средств школьного бюджета, а также за счет средств спонсоров. Главный спонсор – администрация села Заброды. Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных»
Кроме того, я разослал электронные письма такого же содержания всем пользователям, зарегистрированным на школьном сайте, – среди них много наших выпускников разных лет.
Результат превзошел все ожидания. Откликнулись спонсоры, пришла материальная поддержка, но произошло и нечто большее: поступили интересные предложения о сотрудничестве. Например, сразу возник совместный проект «Заочная физическая школа для восьмиклассников области», субъектами которого стали наша школа, физфак Воронежского университета и супермаркет «Новый мир».

И как его не свернуть

Любое живое дело, начавшись, ветвится, захватывает целиком. В какой-то момент у меня возникло опасение: как бы не заиграться. Тем более на заседании комиссии управляющего совета по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда прозвучала скептическая фраза: «Инновации инновациями, но нужно смотреть и на конечный результат». Эта мысль находила отклик у многих.
Поступило предложение учитывать результативность труда учителя по так называемому СОУ (среднему уровню обученности). Что ж, для его расчета информационная служба школы разработала простенький документ в Excel. Приняли решение, что будет поощряться стабильно высокий показатель СОУ или СОУ, имеющий положительную динамику.
Но одновременно прорабатывается система оценки педагогического мастерства учителя на уроке. Разработан перечень показателей, по которым оцениваются уроки и внеклассные мероприятия учителей. Оригинальность, целостность, действенность в их числе. Есть предложение по этим данным составлять рейтинг. Так, чтобы попадание в определенную зону могло быть основанием для дополнительного поощрения, получения зачетных баллов.
Главное произошло: почувствовав однажды вкус своего дела, самостоятельно придуманного, спланированного и осуществленного, многие коллеги теперь считают ниже своего достоинства проводить проходные уроки. Поддержка инициатив заметно подняла самооценку учителей.

Владимир МИРОШНИКОВ, директор школы село Заброды Воронежской области

Рейтинг@Mail.ru