Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Франсуаза Дольто

На стороне подростка

Екатеринбург: У-Фактория, 2006

Это своего рода продолжение книги «На стороне ребенка» того же автора, только речь здесь идет о понимании и поддержке подростков, которым «нужно пройти через ряд испытаний, преодолеть множество препятствий, справиться со своими внутренними противоречиями и с теми, что создаются окружающими людьми», им «понадобится большая воля к жизни, огромная энергия, заключенная в стремлении к будущему, чтобы найти в себе силы и выдержать период умирания собственного детства».

Автор рассматривает и анализирует типичные трудности и проблемы подростков, ситуации, в которых не понятые взрослыми тинейджеры болезненно воспринимают свое перерождение из ребенка во взрослого. Идея перелома, мутации, перехода из одного состояния в другое проходит через всю книгу. Подросток приспосабливается к новому миру, и это так же важно, так же тяжело, как рождение и первые две недели жизни младенца: «к подростку возвращается хрупкость новорожденного».

В этом причины трудностей переходного возраста. Подросток болезненно воспринимает критические замечания и отчаянно защищается от всего мира – результатом может стать депрессия или негативизм. Стремится быть самостоятельным, но не может пока содержать себя. Он стремится к любви и боится ее. Отчаянно мечтает о настоящей преданной дружбе и так же отчаянно страдает от предательства. Обманутая дружба, по мнению автора, самое большое испытание отрочества.

Дольто анализирует и такую тяжелейшую проблему, как склонность подростков к суициду вплоть до эпидемий самоубийств. Она считает, что причина кроется в чувстве собственной никчемности, вины, отверженности подростков. А противоядием может стать спокойное и доверительное общение. Многие примеры ориентированы главным образом на психотерапевтов. Но книга вполне может дать ответы на вопросы и родителей, и педагогов, работающих с подростками.

В поисках гуманистической реальности

Краснодар, 2007

Поводом к изданию сборника стал юбилей В.П.Бедерхановой, замечательного педагога и психолога, профессора Кубанского государственного университета, а выбор темы объясняется в предисловии: «…торжественное шествие гуманизма по России не состоялось, общество сегодня испытывает серьезный дефицит гуманистической реальности во всех сферах общественной жизни, включая образование». Статьи объединены в сборнике очень разные по жанру, стилю, подходу, объему, ибо составители не ограничивали авторов жесткими стандартами – в соответствии с традициями гуманистической педагогики. Составителям явно пришлось немало поработать над расположением и внутренней логикой сборника.

В результате получились четыре раздела. Первый включает научные статьи и теоретические размышления в контексте философии образования, психологии, методологии педагогики. Во втором вы найдете описания эмпирических исследований педагогической реальности. В третьем помещены материалы по теории и практике гуманистического образования. А в последнем собраны рефлексивные тексты авторов, рассказывающих о собственных поисках гуманистической реальности.

Несмотря на подзаголовок «сборник научных трудов», книга получилась очень живая, многоголосая, с размышлениями, сомнениями и точными наблюдениями известных философов, психологов, педагогов и практиков. Это не цикл лекций, а приглашение к спорам и размышлениям.

Рейтинг@Mail.ru