Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Школе говорят: зарабатывайте!..

Но в существующих условиях рыночные отношения неминуемо начинают вытеснять педагогические

Март наступил: авитаминоз, апатия, рассеянность. Тяжеловато, а работать надо. Школа теперь не живет, а скачет на одной ножке: мероприятие на мероприятии, главная проблема – успеть все заснять на камеру, снимки в альбомы поместить, чтобы потом было чем подтвердить работу. Конкурсы строя и песни – прививаем патриотизм. Уроки демократии – изучаем государственные символы при помощи кроссвордов. Конкурс «Коса – девичья краса» – это уже нравственное воспитание.

Одни проводят, другие участвуют, третьи ворчат: «Не бережем мы детей, какая психика выдержит такой напор?».

Но как знать, может быть, как раз к воспитанию выносливости и терпеливости наше образование и сводится.

Директора школ-грантополучателей принимают аудиторские проверки по использованию средств, а после слышишь: «Знали бы, ни за что бы на грант не подавали». Завучи поехали на долгосрочные курсы по менеджменту, и вот, чудаки, возмущаются: «Нас оторвали от работы, чтобы давать вот эти вредные советы?»

Не привыкли, видно, еще к образовательному новоязу…

Прибыль – убыль

Теперь считается, что главный тормоз системы образования – традиция производства управленцев из учительской среды. За управленцев взялись: руководить образованием приглашают профессиональных менеджеров. «Товары – услуги, стоимость – прибыль, заказ – оплата» – громко ничего такого пока не говорится, но как не заметить?

Директор маленькой школы на окраине большого города лишен всего, ему даже в журнале выдачи аттестатов (документ строгой отчетности) отдел образования отказал: «Тетрадку заведите». Для школы, находящейся в центре города, «школы для показа», нанимают бесконечно дорогого консультанта, оформляющего документы на грант со стопроцентной гарантией.

В маленькой школе стоят те же компьютеры, они так же ломаются, но ставки для человека, обслуживающего компьютерный парк, нет. Там те же учителя, но стимулирующую часть ФОТ им едва наскребают, хотя объем работ тот же, те же бумаги, требования. Те же дети, наконец, граждане той же страны.

В небольшой школе части ФОТ по всем статьям ничтожно маленькие, в большой – не знают куда девать деньги. К примеру, директор школы-двухтысячника жалуется: «Три миллиона рублей надо реализовать по статье «хозтовары», а потратить их можно только на ветошь, мыло и моющее средство «Прогресс», ни на что другое. Ни на мебель, ни на «Пемолюкс», ни на оплату работ. С нас требуют, например, одноразовые шприцы для прививок, но из медикаментов мы можем покупать только таблетки. Прибор для измерения давления – ни в коем случае. Где взять деньги на необходимое? Нам говорят: вы самостоятельное юридическое лицо, зарабатывайте!»

Нельзя, но можно

Каково это – принуждать родителей платить за образовательные услуги в государственной школе? Не по закону! Однако что делать, если только с внебюджетного счета школа может снять и потратить деньги по своему усмотрению? Пока еще многие директора стесняются «зарабатывать», по-прежнему обращаются к состоятельным родителям за спонсорской помощью, но ведь уже слышно: слово «спонсор» устарело, в ходу слово «механизм».

Механизм извлечения средств должен быть законным, не беда, если он бессовестный. Например, в учебном плане школы значится изучение иностранного языка со второго класса. Но там не написано какого. Пусть это будет немецкий или испанский. А поскольку родители обязательно захотят английский, надо предложить его изучение на платной основе. И далее в соответствии со стратегией коммерциализации: что популярно? Информатика, конечно! Значит, на уроках надо засушить детей теорией, к машинам не подпускать, а все практическое и полезное перенести на платные «кружки по интересам». Никто не забудет про спорт, главную детскую радость. И про качественную подготовку к экзаменам, это теперь всем очень нужно.

Одна беда: механизм – он и есть механизм, стоит только запустить. «Сутки напролет сидим с ребенком над уроками, учитель говорит, что не успевает проходить очень сложную программу», – жалуется мама восьмиклассника. А ей бы надо попросить школу о платных занятиях. Да-да: «Сегодня школа сознательно недоучивает, вынуждает к дополнительному обучению, и это тенденция», – это говорит высокопоставленный чиновник образования.

Новая профессиональная этика…

Учитель, применяющий техники сокрытия знаний от учеников, выгоден: он приносит прибыль школе. Заслуживает поощрения. Думать учителю следует не о пользе дела, а о собственной выгоде. Это и есть новый взгляд на профессионализм педагогов. Правда, кое-где директора еще не освоили этику рыночной эффективности и рыночной компетентности, работают по старинке: «Люди понимают, что оцениваются реальные виды работ, которые не входят в круг прямых обязанностей: заведование кабинетом, работа с детскими полисами и пенсионным фондом, с документами по опеке, бесплатному питанию. Очень большая нагрузка лежит на председателях школьных методобъединений. Им и доплачиваем в первую очередь».

Как правило, справедливые решения по оценке и оплате труда педагогов принимают директора небольших школ. Там рыночное не приживается: платные группы оказываются нерентабельными, контингент детей сложный, а межличностные отношения лишены духа конкуренции. «Наизнанку выворачиваемся, – рассказывает директор школы, где учатся четыреста человек, – к нам посреди года из гимназии отправляют неуспешных детей, мол, у нас и программа попроще, и требования пониже. Нет, спрос с нас такой же, а вот условия работы хуже».

Ясно же: невыгодно теперь быть педагогом с душой и талантом.

…и здравый смысл

Пережить рыночную неуспешность педагогически успешному директору трудно. «В этом году у нас в районе директора посыпались, – рассказывает завуч поселковой школы, временно и.о. директора, – наш ушел сразу после аккредитации, хотя она прошла успешно. Ему 45 лет, а рука отнялась. Найти директора не можем. То же и в других школах: замены нет. Работа сложная, спрос огромный. Взять хотя бы документы на грант. Одну толстую папку отправили, другая, еще толще, с документами, подтверждающими написанное в первой, лежит наготове, а ради чего сей труд? Разве оборудованные кабинеты и технические средства обучения не сами собой разумеются в государственной школе?»

…Директора потихоньку начинают понимать логику государственного мышления. Сначала пропадают иллюзии. Потом – желание работать. Неужели так и хотели? Или просто сбой в системе, неудача? Власть у нас ничего никому не объясняет, что-то делает, но что в ее действиях системный сбой, что неудача? Не говорит.

Рейтинг@Mail.ru