Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ


Каменский Сергей

Семейная бухгалтерия

Чему в ней может научиться ребенок

Проблема «дети и деньги» очень болезненна и знакома абсолютно всем родителям. Ее решение редко бывает легким и не зависит от материального достатка семьи. Потому что и у самих родителей отношения с финансовой стороной жизни чаще всего складываются непросто.

Сознательные и бессознательные внушения

Если в семье старшие умеют целесообразно распоряжаться деньгами и делятся своим опытом с детьми, те постепенно и естественно воспринимают семейные финансовые правила и растут экономически грамотными людьми.

Но многие родители избегают обсуждать с детьми денежные вопросы. Мотивируют отказ по-разному: от «деньги – это зло» до «вырастет – сам научится, никуда не денется».

Психологи считают, что это принципиально неправильно. Ведь ребенок все равно чувствует родительскую позицию по поводу денег, даже если взрослые подчеркнуто отказываются о них говорить. Сознательные и бессознательные «внушения» семьи усваиваются детьми накрепко. А заложенная «программа» может быть так сильна, что ее не удается переломить потом никаким специальным обучением.

Сегодняшние семейные установки относительно денег грешат двойственностью, непоследовательностью и запутанностью. Причем в одной и той же семье могут противоречиво следовать двум или даже трем разным стратегиям.

Специалисты выделяют несколько основных финансовых стратегий современных семей.

Если родители не слишком щепетильны и считают, что для добывания денег все средства в рамках Уголовного кодекса хороши, то и в поведении детей подобный настрой проявляется ярко. Дети из таких семей любят деньги, вещи, покупки, но особенно нравится им «проехаться» за счет других. Они не совершат противоправных поступков, не возьмут чужую вещь потихоньку, но выпросить, выклянчить, взять взаймы и зажилить не считают зазорным. Наоборот, радуются, что поступили умно и ловко.

Семейное финансовое легкомыслие, когда взрослые не задумываются о последствиях своих трат, проявляется у детей такой же несерьезностью и неразборчивостью. Они постоянно просят у приятелей в долг, а потом искренне забывают о нем. Могут даже своровать, не отдавая себе отчета в тяжести и последствиях проступка.

Стратегия «всех денег не заработаешь», при которой взрослые не считают деньги самоцелью, у детей может проявляться в двух вариантах – активном и пассивном. Если ребенок воспринял эту в целом позитивную стратегию пассивно, он подчас склонен отказываться от новых дел: «Да ну, лучше телевизор посмотрю!» В активном варианте он приучается взвешивать свои силы и желания: «За это возьмусь, а вот это – уже лишнее!»

Когда у родителей преобладает настроение, что «деньги приходят и уходят», они обычно не ведут четкого финансового планирования, крупные покупки совершаются спонтанно, в семье «то густо, то пусто». Дети, естественно, или полностью копируют такой подход, или, наоборот, становятся чрезвычайно экономными, прижимистыми, но при этом рационально и грамотно распланировать свои траты все равно не способны.

Если в семье считается, что «денег много не бывает», если взрослым «деньги жгут руки» и соблазны тратить настолько сильны, что семейный бюджет трещит при любых, даже высоких, доходах, дети тоже растут легкомысленно щедрыми. Любят делать товарищам дорогие подарки и ждут таких же ценных «отдарков». Об умении разумно распоряжаться деньгами тут и говорить не приходится.

Семейный принцип «деньги счет любят», «копейка рубль бережет» учит ребенка полезным навыкам внимания и учета, но и… прижимистости. Ребенок действительно бережет копейку, умеет накопить, не транжирит. Тут возникает другой перекос: он не способен потратить деньги даже на полезную, нужную, желанную вещь. Ему трудно расстаться с деньгами. Друзьям бесполезно просить его о финансовой поддержке, но жадным такого ребенка обычно не считают и не обзывают, потому что он о своей позиции заявляет прямо и аргументированно.

Установка родителей на то, что «деньги могут все», может принести ребенку немало разочарований при общении со сверстниками, так как деньги могут далеко не все. Поверив в главенство денег, ребенок болезненно воспринимает тот факт, что ему, щедрому и богатому, предпочитают другого – остроумного, энергичного, обаятельного. Ребенок с этой установкой успешно овладевает навыками сохранения денег, умеет их разумно тратить, но бывает бестактным во всем, что связано с деньгами, и измеряет значимость других людей исключительно кошельком.

Боязнь нищеты

Особенно тяжела и негативна для ребенка семейная боязнь нищеты. Страх перед финансовым крахом встречается в семьях самого разного достатка, совсем не обязательно только в малообеспеченных. Дети из таких «боящихся» семей обычно отличаются низкой самооценкой, многие не хотят учиться обращению с деньгами, не верят в свои силы. Они непоследовательны: то рвутся дарить подарки, то лихорадочно экономят. Этих ребят частенько обзывают жадинами, что они крайне болезненно переживают.

Но каких бы стратегий в обращении с деньгами ни придерживались родители, все они понимают: экономическое образование ребенка начинается в семье. Однако им трудно не только предложить некое решение проблемы в глазах ребенка, но и самим придерживаться какой-то определенной линии поведения.

Они теряются под натиском вопросов: «Как поставить пределы требованиям ребенка?», «Как вести себя, когда он просит что-нибудь купить?», «Нужно ли давать ему деньги?», «С какого возраста снабжать ребенка деньгами?», «Сколько их давать?», «Как воспитать в нем бережливость?»

Здравый смысл подсказывает им разумные ответы, и все же еще не было случая, чтобы занимаемая в этом вопросе позиция принесла ощутимые результаты и ребенок научился обращаться с деньгами разумно и ответственно. Одно дело – дать целый ряд убедительных указаний, и совсем другое – осуществлять их на практике. И конечно же, родители оказываются в тупике, не знают, как поступить.

Деловой подход

Учитель может подсказать родителям для начала совершить совместный поход в магазин. В первые разы в присутствии взрослого, а потом и самостоятельно младшеклассник будет делать различные мелкие покупки для себя и по поручению семьи, а заодно развивать самоконтроль, навыки счета и навыки общения.

Участие ребенка в планировании семейного бюджета – тоже важная деталь. Пусть сначала только в качестве наблюдателя, глядишь, вскоре и совещательный голос получит по праву.

Все траты младшего школьника должны быть под контролем родителей. Ему придется научиться рассчитывать свои траты, спокойно, без нервозности отчитываться о потраченных и наличных деньгах. Постепенно он усвоит, откуда берутся доходы семьи, что такое расходы, что такое сбережения, как правильно откладывать часть доходов на будущие цели, что такое кредит (когда и зачем его лучше брать, когда, как – и зачем – отдавать).

В подростковом возрасте «прозрачность» расходов ребенка недостижима. Поэтому к повседневному аккуратному контролю «доверяй, но проверяй» необходимо добавить эмоциональное обучающее воздействие: «Я на тебя надеюсь, верю, что посоветуешься, если задумаешь крупную трату».

Психологи советуют ознакомить родителей с «экономико-финансовой» памяткой. Раздайте ее на родительском собрании или зачитайте вслух.

Научите ребенка вести простые учетные записи расходов и доходов. По материалам учетной тетрадки (или компьютерного файла) он сможет замечать и анализировать свои импульсивные траты.

Обучите ребенка создавать накопления. Целенаправленное откладывание средств тренирует характер, выдержку, дисциплину. Очень удачная воспитательная форма накоплений – на подарок другу или члену семьи, поскольку тут исключается всякий элемент жадности. Если ребенок все время проверяет, тяжелеет ли его копилка, чрезмерно привязывается к своим накоплениям, не хочет тратить их даже на то, о чем раньше мечтал, подумайте, в чем его проблема. Такое поведение – признак не жадности, а тревожности.

Расскажите ребенку о выгодности скидок и сезонных распродаж. Объясните, почему некоторые покупки выгоднее делать в определенное время и лучше его дождаться. Можно вместе с ребенком составить список таких «сезонных» трат.

Покажите ребенку документы, которые позволяют отслеживать движение денег, – чеки, квитанции, счета. Примерно лет с 12–13 пора научить его заполнять и проверять их.

Рейтинг@Mail.ru