Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Мотивация, освоение знаний, развитие формальной логики

Эти задачи стоят перед каждым учителем-предметником. Сегодня мы рассматриваем общие принципы их решения на примере математики

Итак, у поддерживающей педагогической деятельности существует вполне определенный алгоритм. В то же время взаимодействие учителя с учеником, описанное Валентиной Белик, в каждом отдельном случае представляет собой уникальную ситуацию. Учитель как опытный проводник помогает ребенку протоптать собственную тропинку к научному знанию по своему предмету. И не только. Валентина Белик, учитель математики, строит уроки таким образом, чтобы развивать в детях и творческое начало, и способность к осознанию своего места в мире, и стремление к самостоятельности. Эти точные и изящные педагогические решения настолько содержательны, что могут быть использованы в преподавании любого предмета.

Если наши задачи по поддержке успешности ребенка связаны:

– с помощью в овладении общими способами решения математических задач;

– с обучением самостоятельно оценивать свои действия и их результаты;

– с развитием формальной логики;

– с успешным освоением знаний на уровне образовательного стандарта…

Тогда содержанием нашей работы становятся:

– формирование нужной мотивации;

– развитие способов умственных действий;

– усвоение знаний и умений;

– формирование самостоятельности и основ творческого подхода к делу.

Формы реализации:

– через формирование нужной мотивации учащихся;

– через заботу о каждом ребенке;

– через обучение применять свои знания в нестандартной ситуации (практические работы, лабораторные работы, работа в группе, парная работа, взаимообучение);

– через самооценку и оценку в группе.

Многие ученики с обычными математическими способностями равнодушны к математике, однако все они обязаны усвоить курс математики средней школы. Ответственность за решение такой задачи неизбежно ставит учителя в положение прежде всего пропагандиста математических знаний. Однако такая моральная проповедь бессильна, если она не согласуется с реальными интересами ребенка. Задача учителя – постараться включить математику в сферу интересов ученика. Для этого необходимо использовать каждую возможность привлечь внимание учеников к любой особенности, черточке, штриху, ко всему тому, что способно расположить к математике.

Для достижения успешности в овладении учебными умениями принято давать множество тренировочных заданий по каждой теме. В результате такой работы ученики могут решать типовые задачи и запоминают теоретические сведения. Как только они попадают в нестандартную ситуацию, в которой мало знать алгоритм решения данного типа задач, а необходимо еще владеть общими способами решения, картина резко меняется. Перед учителем постоянно стоит ряд задач:

– достичь успешности в обучении;

– научить учеников применять свои знания в особой ситуации, т.е. добиться, чтобы ученики овладели общими способами решения математических задач;

– учить школьников самостоятельно оценивать свои действия и их результаты.

В этом ключе особенно актуальны все те действия учителя, которые мы обсуждали в разговоре о педагогической поддержке как о помощи в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей (диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный этапы). И все упомянутые там формы их реализации: беседы, наблюдение, выборочное общение, анализ уроков или отдельных моментов урока, метод незаконченного предложения, методики «Цветопись», «Зеркало», «Письмо», составление договора и работа с ним.

Развитие творческого мышления и стремления к познанию

Если наши задачи по творческому развитию ребенка связаны:

– с желанием пробудить способность к интуиции (догадке) и дать свободу детской фантазии;

– с желанием активизировать мысль ученика и стимулировать потребность в самостоятельном приобретении знаний…

Тогда содержанием нашей работы становятся:

– решение нестандартных задач с использованием эвристического метода обучения;

– решение задач повышенной трудности, требующих проявления смекалки, сообразительности, изобретательности;

– поиск решения различными способами одной и той же задачи;

– использование частично поискового и исследовательского методов учения;

– моделирование на плоскости (работа с разрезными геометрическими фигурами);

– рисунки в прямоугольной системе координат;

– а еще мы учимся писать математические сказки.

Формы реализации:

– урок творчества;

– дидактическая игра;

– урок-игра;

– урок-путешествие;

– игротека;

– урок – решение познавательных задач;

– урок фантазии и т.д.

При решении традиционных школьных задач используется алгоритмизация способов их решения – и это резко ограничивает творческий поиск учащихся. Для нестандартных задач в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения, – а потому они не могут быть решены по какому-либо известному алгоритму.

При решении нестандартных задач создаются возможности для формирования важнейших черт творческой деятельности.

При этом творческая деятельность учеников проявляется в сопоставлении данных, комбинировании данных задачи, поиске путей сведения данной задачи к ранее решенным задачам, во вспомогательных построениях и введении вспомогательных элементов, в замене одних элементов другими и т.д.

Естественные благоприятные условия для решения задач повышенной трудности, требующих проявления смекалки, сообразительности, изобретательности, складываются на кружковых и факультативных занятиях. Организация процесса поиска и нахождения различных подходов и способов решения одной и той же задачи содействует развитию творческих способностей учащихся.

На уроках математики пригодятся дидактические игры. Они помогают большинству учеников испытать и осознать притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей и преодолении трудностей.

Во время игры ученики увлекаются и не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. В игру включаются даже самые пассивные ребята и прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. В процессе игры вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Наряду с учебной деятельностью целесообразны уроки творчества. Это своеобразная школа эмоций, где радость совместных открытий и переживаний определяет единение чувства и разума. Именно на таких уроках ребенок учится смыслу свободной творящей жизни, открывает себя, знакомится с самим собой, тем, которого он раньше не знал. Творчество здесь предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений.

На этих уроках пишутся математические сказки, стихи, составляются загадки, ребусы, рисунки в координатной плоскости, выполняется моделирование на плоскости с помощью геометрических фигур, разрабатываются модели.

Сначала нужна большая помощь учителя в осуществлении учениками творческой деятельности, но по мере овладения учащимися эвристическими приемами, по мере развития у них интуиции необходимо предоставлять им все большую и большую самостоятельность.

В то же время важно воспитывать у учащихся привычку к терпеливому, упорному, дисциплинированному поиску способа решения творческой задачи, желание и стремление преодолевать трудности на этом пути.

Только такой поддержкой со стороны учителя возможно формирование у учащихся интуитивного мышления, которое создает огромные возможности для более быстрой и продуктивной их работы над сложным учебным материалом, дает свободу ребячьей фантазии.

Развитие способностей к самоопределению

Если наши задачи по развитию индивидуальности ребенка связаны:

– с содействием процессам самоопределения, самостроительства, самовыражения;

– со стимулированием и поддержкой философских размышлений ребенка по поводу ситуации, в которой он обретает свое новое «я» и изменяет свои взгляды…

Тогда содержанием нашей работы становятся:

– предоставление разнообразных видов деятельности;

– создание особых учебных ситуаций;

– создание и расширение многоуровневого круга общения;

– организация процесса рефлексии.

Формы реализации:

– взаимообучение на уроке;

– смена форм соорганизации детей на уроке: групповая, парная, коллективная, индивидуальная работа;

– урок-задача (решение одной задачи разными способами);

– урок-анализ.

Целью изучения математики, конечно, является знание. Но более важно, что математика – это феномен общечеловеческой культуры.

Математика дает в этом отношении огромные возможности. Уже простейшие арифметические задачи предоставляют учащимся богатые возможности, только надо дать им право думать самостоятельно, вносить в процесс обучения нечто свое.

И тогда наряду со стандартными решениями предложенных задач будут встречаться и оригинальные, исходящие из глубокого проникновения в структуру задачи. Конечно, при этом часть учащихся будут предлагать неверные подходы к решению, но преподавателю нужно набраться терпения и спокойно разъяснять, в чем состоит неудача предложенного подхода, какие логически возможные случаи при этом опускаются, отметить достоинства и недостатки проведенных рассуждений.

Такой анализ окажет пользу и всему классу, поскольку будет одновременно давать всесторонний подход к решению и образец рассуждений на будущее. Образец не в том смысле, что поступай так, и только так, а образец полноценных рассуждений, в которых не пропущена ни одна деталь.

Следует поощрять каждую самостоятельную мысль – каждый новый прием решения, отход от принятых методов решения, стандартных точек зрения. Понятно, что далеко не все учащиеся способны проявить самостоятельность мысли, но поощрять эту способность необходимо.

Наличие собеседника или слушателя по ходу размышления над учебным материалом – очень важный момент. Потому считаем, что наиболее эффективным способом осмысления материала является обсуждение его вдвоем или в группе учащихся.

С большим интересом воспринимается учениками взаимопроверка письменных домашних работ по математике, самостоятельных работ, математических диктантов, взаимотестирование.

В ходе такой работы идет процесс взаимообучения, взаимоподдержки, происходят изменения в мотивационной сфере учащихся. Я так учусь, чтобы не только знать самому, но и, если необходимо, помочь своим одноклассникам, поддержать их.

Рейтинг@Mail.ru