Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2007
Третья тетрадь
Детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ


Фанина Мария

Найти для ребенка интересное дело

Психологи считают, что эту задачу проще решить, если узнать, какой тип положительных эмоций проявляется у него ярче всего

В психологии известны десять основных типов положительных эмоций. Поиск интересного дела для ребенка нужно вести в соответствии с теми положительными эмоциями, которые проявляются у него наиболее ярко.

Альтруистические эмоции. Они возникают из желания помогать, опекать, заботиться, быть защитником. Если в эмоциональном мире ребенка преобладает именно эта эмоция, нужно попытаться направить его туда, где у него будет возможность повозиться с теми, кто в нем нуждается. Конкретную область деятельности придется определять опытным путем. Пусть по- пробует себя в школе вожатых, где надо заботиться о младших ребятах, или в клубе юных натуралистов, где в опеке нуждаются звери и птицы «живого уголка», или присмотрит за растениями на школьном участке. Старшекласснику можно посоветовать стать волонтером.

Глорические эмоции (от латинского слова gloria – слава) связаны с потребностью в самоутверждении и признании. Дети, для которых характерны эти эмоции, наибольшее удовольствие получают тогда, когда они становятся предметом всеобщего внимания и действуют самостоятельно. Чтобы эта положительная по своей сути эмоция не превратилась в озлобленность уязвленного самолюбия, надо предоставить ребенку возможность потрудиться ради признания и успеха. И помнить, что его эмоциональной потребности соответствуют школы юных журналистов, телевизионщиков или декламаторов.

В основе коммуникативных эмоций – желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, постоянно находиться во взаимодействии со сверстниками. Детям с повышенной жаждой общения прямая дорога в творческий коллектив – театральную студию, танцевальный ансамбль, дискуссионный клуб, клуб веселых и находчивых, на брейн-ринг.

Праксические эмоции – это радость от дела своих рук, удовлетворение успешно завершенной работой. Ребенку с преобладающими праксическими эмоциями важно видеть результаты своего труда в виде конкретного предмета: «Вот что я сам сделал!» Его эмоциональному складу соответствуют технические и художественные кружки, которые предоставляют такую возможность, – конструирования, моделирования, рукоделия, кулинарии, дизайна, различных ремесел и народных промыслов.

Эмоции борьбы и риска (специалисты называют их пугническими) влекут ребенка к приключениям, острым ощущениям. Удовлетворить эти потребности помогут занятия туризмом, альпинизмом, парашютным спортом, верховой ездой. Очень близок по духу и кружок юных криминалистов.

Тяготение ко всему необычному, чувство «чудесности мира», стремление оторваться от привычной повседневности рождают романтические эмоции. Ребятам, которые тянутся к «чудесам» и с негодованием отворачиваются от обыденности, можно посоветовать записаться в астрономический или археологический кружок, заняться краеведческим туризмом, историко-реставрационными работами, стать завсегдатаем театральной или цирковой студии, фото-, кинообъединений.

Гностические эмоции (от греческого слова gnosis – знание) связаны с познавательной деятельностью. Ребенок, который подвержен таким эмоциям, умеет удивляться и хочет докопаться до сути того, что его поразило. Он сможет найти себя в научно-исследовательских кружках, в клубе юных эрудитов, в группах «мозгового штурма».

Ребенку с сильными эстетическими эмоциями будет интересно в литературном или искусствоведческом кружке. Ему понравится и в школе экскурсоводов. Он с удовольствием поможет организовать в родной школе вечер поэзии.

Гедонистические эмоции основаны на удовлетворении потребности в душевном и физическом комфорте. Если в душевной палитре ребенка преобладают эти эмоции, самое большое удовольствие он получит от «сладкой лени», легкого веселья. Ему подойдут те виды деятельности, которые связаны с модой и эстетикой внешности, – студия дизайна одежды, школа визажистов или парикмахеров. Будут близки также домоводство, кулинария, флористика.

Приобретательские эмоции (по-научному – акизитивные) выражают интерес человека к накоплению вещей, выходящий за пределы практической необходимости. Если у ребенка развиты приобретательские эмоции, их хорошо бы направить в русло познавательного коллекционирования. Кружки филателистов, филокартистов, библиофилов, нумизматов, минералогов ждут юного «накопителя». Эмоционально подходят также фотографический или кинематографический кружки и музейная работа.

Нередко случается так, что родители правильно определяют ведущую эмоцию сына или дочери, но страшно недовольны ею. И пытаются исправить «эмоциональную карту» ребенка, насильно записывают в те секции, которые противоположны его внутреннему настрою. Вот и получается, что ребенок с преобладающими эмоциями борьбы и риска тоскливо отсиживается в кружке кройки и шитья, а юный «приобретатель» мается в футбольной команде.

Рейтинг@Mail.ru