Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Линда Эйр, Ричард Эйр

Добрая книга о воспитании

М.: Файр-пресс, 2005

Авторы, родители шестерых детей, написали несколько популярных книг о семейном воспитании. «Добрая книга» сложилась из собственного опыта и как ответ на многочисленные письма растерянных родителей: «Моих детей никогда нет дома. Они готовы проводить время где угодно, но только не дома… Они считают меня несовременной. Они меня не уважают… Они слишком циничны и постоянно всех и вся критикуют… Мы не общаемся. Они меня не слушают… Мои дети не чувствуют никакой ответственности».

В ответ на эти призывы о помощи авторы сформулировали основные законы воспитания, правила взаимоотношений в семье, применяя которые можно добиться взаимопонимания и наладить добрые человеческие отношения со своими близкими.

Все девять правил довольно просты, изложены без нудного теоретизирования и по-американски практичны. В них нет ничего сверхоригинального. В самом деле, кто из нас не знает, что «мы должны уметь слушать друг друга, не перебивая» или «наша любовь должна убирать препятствия с пути детей, но в то же время позволять им идти по своему жизненному пути самостоятельно»? Беда в том, что в суете и раздражении мы действуем, как получается, а не по правилам.

Поняв это, авторы изобрели простой, но на редкость эффективный ход: связали каждый закон с манерой поведения какого-нибудь животного. Принцип поддержки стал «законом крабов», принцип ответственности – «законом медведя», принцип стабильности – «законом черепахи». Каждая глава начинается с яркого, эмоционального рассказа о поведении животного, а потом авторы выстраивают аналогии с характерными семейными коллизиями. Все фрагменты начинаются со слов «одна семья», «одна супружеская пара», «одна одинокая мама». По замыслу авторов, эти реальные истории «могут вдохновить вас попробовать сделать что-то похожее».

Удивительно, но образы животных, застрявшие в памяти, всплывают в нужный момент сами. Проверено на себе.

С.А.Седов

Сказки про мам

М.: Самокат, 2005

Это новая серия коротких и очень симпатичных сказок автора – бывшего учителя начальных классов. Никакой дидактики и нравоучений!

На первый взгляд книжка, конечно, детская. Но это пока не начнешь читать первую сказку. Собственно говоря, на первой вам остановиться не удастся, дочитаете единым духом все двадцать сказок до самого конца. Они и хороши именно вместе: получается неназидательный, деликатный «учебник» для мам.

Столько умных теоретических книжек написано о том, как поддержать ребенка, как действовать в той или иной педагогической ситуации, а здесь все сказано так легко, тепло и забавно, что просто диву даешься. Никаких реальных жизненных проблем, все сплошь сказочные, использованы даже традиционные фабулы «Волка и семерых козлят», например, или «Красной шапочки», но каждая история развернута так, что центром действия становится мама. Вернее, мамы, все очень разные. Сказки так и начинаются: «Жила-была мама» – а дальше целая радуга: очень забывчивая… очень серьезная… у нее было девять сыновей… она вообще-то была смелая… злая, крикливая… она очень любила гулять по лесу.

И в каждой истории мамы – молодые и пожилые, француженки и негритянки, бедные и богатые, храбрые и робкие – очень любят своих детей, всегда их поддерживают и ухитряются устроить так, что все кончается благополучно. Даже если ситуация, в которую попали дети (зачастую вместе с папой) кажется безвыходной.

Я бы советовала прочитать эту книжку всем родителям. И учителям.

Рейтинг@Mail.ru