Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2007
Третья тетрадь
Детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ


Полонников Александр

Спастись от фото-робота!

Свой страх перед неопределенной угрозой дети стараются преобразовать в игровую реальность

«Ситуация-а-а…» – тянет иногда директор школы, зачем-то оглядываясь по сторонам. В переводе на административный язык это означает «потеряно управление». Установить источник возникшего дискомфорта удается не сразу.

Сначала так: отвечает, например, ученик у доски, а сам при этом все время посматривает в окно. Или объясняется новый материал, а никто не смотрит на учителя, слушают вполуха, зато шевельнувшаяся за окном ветка или скрипнувшая случайно дверь привлекает внимание всех.

Что же происходит за окном, если чуть ли не вся школа тревожно смотрит туда?

Целую неделю педагоги ведут следствие. По крупицам, обмолвкам, едва заметным чертам восстанавливают контуры сложившейся ситуации.

Выясняется, что дети озабочены тем, что в микрорайоне школы действует некая таинственная группа, выслеживающая и фотографирующая школьников.

Злоумышленники делают это не собственноручно, а при помощи специального технического устройства, фото-робота. Те из детей, кого фото-робот сумеет «снять», будут помечены невидимым и несмываемым знаком, превращающим человека в вечного раба фото-робота.

Спастись от этого можно, спрятавшись или вовремя закрыв глаза. Но для этого увидеть фото-робота надо раньше, чем он тебя. Поэтому все предельно внимательны к изменениям в окружении.

В рассказах «очевидцев» фото-робот фигурировал то в качестве огромной летающей металлической конструкции, то в виде мрачного субъекта в шляпе, а то и знаменитой «мыльницы», только с руками и огромной пастью. Как раз в этот день неуловимый фото-робот начал рассылать не только бумажные, но и SMS-предупреждения.

Педагоги поняли, что фото-робот бытует в школе наряду с такими играми, как «замри», «догонялки» или «морской бой», но отличается мистической заразительностью.

Распространение «плохой игры», по их мнению, дело рук группы школьников, готовых использовать любой повод для того, чтобы не учиться. Они заводят всех, рассылая бумажные и электронные сообщения, распространяя зловещие слухи.

В результате борьба с теперь уже понятной детской самодеятельностью много времени не заняла: выявили зачинщиков, провели общее собрание, и школьная жизнь вошла в прежнее русло.

Однако эта история может быть понята иначе: например, она дает возможность переоценить фактор среды, который педагогами по старинке ассоциируется с микроокружением ребенка. Мы можем задуматься над тем, насколько чувствительны дети к вездесущей и всепроникающей тревоге, распространяемой СМИ. Бесконечные «чрезвычайные происшествия» и другие формы анонимной угрозы сеют страх, а дети конвертируют этот страх в игровую реальность, охраняя себя от него.

«Фото-робот» с этой точки зрения – интересная форма детской самоорганизации, способ позитивного решения проблемы беззащитности перед неопределенной угрозой.

Такая игра не враг, а помощник педагогов, и мне, признаться, было бы интересно увидеть финал этой игры, поучиться у детей умению справляться с опасностью.

Рейтинг@Mail.ru