Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2007
Третья тетрадь
Детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ


Как сделать так, чтобы не было проигравших?

Детский психолог Наталия Богачкина предлагает комплекс игр, которые помогут детям преодолеть болезненную застенчивость

Живые бусы. Игра музыкальная. Она раскрепощает эмоции. Одно условие обязательно: застенчивого ребенка нельзя насильно заставлять играть. А заинтриговывать и подбадривать можно.

Дети делятся на четыре команды с одинаковым количеством участников. Учителю нужно проследить, чтобы команды были примерно равны по силам, чтобы не получилось так, что в одной собрались быстрые и активные ребята, а в другой – медлительные и тихие.

Каждая команда получает свою «иголку с ниткой» – длинный цветной шнур. Задача игроков: как можно быстрее нанизать на него живые бусинки – членов команды. Как это сделать? Первый игрок берет шнур и продевает его в петлю своего пиджака, или обматывает вокруг пальца, или поддевает под ремешок, в общем, закрепляет как угодно. И передает следующему игроку, который придумывает свой вариант «крепления».

Учитель включает энергичную музыку, и ребята начинают «нанизывать бусы». Побеждает та команда, которая быстрее всех справится с заданием.

Инопланетяне. Эта игра повышает активность, учит распознавать язык жестов. Чтобы было интереснее, нужно заранее подготовить атрибутику: нарисовать на листе ватмана летающую тарелку или космический корабль, склеить из цветной бумаги шлемы для инопланетян. Минимальное количество игроков – четверо, максимальное – сколько угодно.

Ребята разбиваются на две группы: «иноплянетяне» и «земляне». Сюжет игры такой: межпланетный корабль приземлился на Земле, группа инопланетян хочет наладить контакт с местными жителями, но не знает их языка. Ничего страшного. Помогут жесты.

«Инопланетяне» показывают на какой-нибудь предмет (парту, школьную доску, окно, дверь, тетрадь, карандаш) и жестами спрашивают: «Что это такое? Для чего оно?» «Земляне» по очереди отвечают тоже жестами.

Что в дневнике? Эта игра учит ребят изображать и распознавать различные эмоции. Перед началом игры нужно написать на пяти карточках оценки от пятерки до единицы.

Учитель объясняет правила игры: водящий – доброволец или выбранный считалкой – получает карточку и видит изображенную на ней оценку. Остальные игроки не знают, что там нарисовано. Задача водящего – изобразить бурную радость от пятерки, спокойное удовлетворение – от четверки, разочарование – от тройки, печаль – от двойки и отчаяние – от единицы.

Водящий жестами и восклицаниями («О радость!», «О ужас!») старается показать нужную эмоцию. Остальные участники пытаются определить, какую оценку он получил.

Игра проводится несколько раз, чтобы водящими побывали все участники. В конце учитель отмечает самых артистичных и поощряет застенчивых.

Отгадай рисунок. Игра рассчитана на совместные действия детей и взрослых. Она помогает устанавливать контакты и повышает доверие детей к взрослым.

В игре принимают участие минимум двое детей и двое взрослых. Разбиваются на пары – один взрослый и один ребенок. По ходу игры участники меняются партнерами.

Правила игры такие: партнеры договариваются по секрету, что они будут изображать. Потом взрослый указкой понарошку рисует на спине ребенка какую-нибудь фигуру. Другая пара внимательно смотрит и пытается понять, какую именно. На этом этапе фигуру отгадать довольно сложно. Тогда ребенок мимикой и жестами начинает демонстрировать то, что «нарисовал» взрослый.

Рейтинг@Mail.ru