Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

В психологии известно, что особенности темперамента школьника во многом определяют динамику его учебной деятельности: от типа темперамента зависит скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи. О том, как организовать урок с учетом психофизиологических особенностей детей, рассказывается в статье В.Симонова, Н.Деревякиной и А.Донскова «Обучение на основе темперамента школьника» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 8 за 2007 год).

В статье содержится множество практических советов. Так, по мнению авторов, ребенку с флегматическим темпераментом целесообразно давать задания, рассчитанные на длительный период времени. Флегматик достигает наибольших успехов там, где требуются усидчивость, равномерное напряжение сил, устойчивое внимание и большое терпение, где работа нетороплива и не связана с переключением с одного вида деятельности на другой. Очень важно предоставлять флегматику достаточно времени на обдумывание и подготовку. Не стоит сразу после ознакомления с новым материалом выяснять, как этот ученик его усвоил.

А вот сангвиникам и холерикам подходит фронтальный опрос в достаточно быстром темпе. Опрос, при котором ученику практически не дается времени на обдумывание ответов. Сангвиников не смущают неожиданные вопросы, а правильность их ответов не зависит от того, какой темп задает учитель. Эти дети быстро меняют формулировки ответов, часто отступают от книжного текста, пытаются импровизировать. Опрос можно организовать по только что объясненной теме. Но детям с подобным темпераментом требуется довольно частое повторение материала.

Статья кандидата психологических наук В.Моргуна с интригующим названием «Опросник реального, желательного и фантастического бюджетов времени человека» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 5 за 2007 год) посвящена проблеме эффективного планирования времени. Можно ли этому научить детей? Можно! – уверенно отвечает автор и представляет собственную оригинальную методику, название которой вынесено в заголовок публикации.

Вкратце суть методики состоит в следующем. Каждому ребенку предлагается записывать происходящие с ним события и реальное время, которое то или иное событие длилось. Все эти сведения заносятся в специальную таблицу. Помимо «реальных затрат времени» ученик отмечает «желаемые затраты», то есть время, которое он хотел бы потратить на конкретное дело или развлечение. И наконец, в таблице существует графа «фантастические затраты времени». Туда «помещается» несколько событий (занятий), которые ребенок хотел бы прожить, скажем, в понедельник, но реальная жизнь ему их не подарила. По истечении определенного времени производится обработка и анализ результатов.

Что «на выходе»? Во-первых, у педагогов и детей появляются основания для общего планирования жизни в коллективе, а у каждого школьника в отдельности – для планирования собственной жизни. Во-вторых, соответствие или расхождение различных «бюджетов времени» указывает на болевые точки жизни и развития личности ребенка: адекватность его самооценки и уровня притязаний, степень удовлетворенности жизнью, перспективы личностного роста и развития. В-третьих, методика является мощным «рентгеном» мотивации ребенка, его интересов и желаний, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательной работы.

Как показало исследование, проведенное учеными Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, большинству первоклассников (62%) не хватает общения со взрослыми. В ходе исследования выяснилось, что у младших школьников существует много вопросов ко взрослым, но ребята не задают их по разным причинам: стесняются (30% детей стесняются учителя, 10% – маму и папу), заведомо знают, что не получат ответа. К сожалению, взрослые часто не хотят отвечать на вопросы, в которых отражаются желание детей узнать нормы поведения и ожидание положительной оценки со стороны взрослых.

«Наблюдается несоответствие между тем, что взрослые ценят в детях, и тем, за что взрослые оценивают детей», – отмечает кандидат филологических наук Н.Лемяскина в публикации «Первоклассник в общении со взрослым» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 9 за 2007 год). Оказывается, взрослые больше всего ценят в детях доброту (35%), честность (10%), нежность и ласку (8%), трудолюбие (7%), скромность (5%), самостоятельность (5%). Однако они чаще всего хвалят ребенка за иные качества, а именно: за помощь взрослым (42%), хорошие оценки и хорошо выполненные уроки (42%), трудолюбие (36%), хорошее поведение (24%), аккуратность (19%).

Рейтинг@Mail.ru