Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Идеи для...

Два факта и одна мечта

Встречаясь с новым классом, попросите ребят, кто захочет, конечно, рассказать о себе три вещи: две должны соответствовать реальности, а одна – мечта, пока неосуществленная, но желанная. Начните, естественно, с себя. Все желающие могут попытаться угадать, что из сказанного вами правда, а что – вымысел. Затем наступает очередь самого смелого ученика, потом следующего… Слушатели заинтересованно угадывают. Далеко не всегда получается отличить жизнь от фантазии, хотя многие ребята в классе знакомы друг с другом много лет. Первый день становится днем настоящих открытий.

Начинаем с анекдотов

В начале урока трудно бывает собрать внимание учеников. Работа начинается только через 5–7 минут после звонка: ученики шумно раскладывают вещи по партам, переговариваются, педагог делает замечания, нервничает. Попробуйте не перекрикивать шум, а упорядочить его. Объявите, что даете две минуты на подготовку к уроку, в это время нужно успеть рассказать анекдот, коротенькую увлекательную историю соседу по парте. По истечении отведенного времени (не поленитесь взять секундомер – так будет солиднее) попросите кого-нибудь рассказать понравившуюся историю. Нелишне будет напомнить о правилах этикета. Посмеявшись, с запасом хорошего настроения вы начнете урок ровно через пять минут после звонка. Только без замечаний и нервотрепки.

Игры со словарем

Найдите в толстом словаре какое-нибудь очень умное слово, которого наверняка не знает ни один ваш ученик. Крупно напишите это слово на доске. А определение выпишите из словаря на маленький листочек. Листочек свой никому не показывайте. Точно такие же листочки раздайте ученикам и предложите им записать, что бы могло означать это странное слово. Собрав варианты, спрятав в стопку ответ из словаря, начинайте читать один листочек за другим и обсуждать с ребятами, насколько верно то или иное определение, как возникла очередная гениальная идея. Прочитав по одному разу все варианты, повторите кратко основные идеи еще раз, чтобы ребята могли выбрать большинством голосов самую подходящую, с их точки зрения, дефиницию. Наконец, пришло время открыть словарь и познакомиться с истинным значением слова. Теперь оно навеки останется в памяти каждого ученика в классе. Кроме того, можно как-то поощрить тех, кто сумел найти верное определение в массе ложных, а главное, тех, кто сам додумался, что может означать совершенно неизвестное слово.

Экстренный выпуск новостей

В конце урока или целого рабочего дня уместно подвести итоги: вспомнить, что важного произошло, что делали, кто чем отличился. В ходе этого разговора учитель или кто-то из ребят записывает фломастером ключевые события на листе ватмана (обои тоже подойдут), прикрепленном к доске. Затем каждый ученик берет цветной листочек (лучше стикер с клейкой основой) и описывает свои впечатления, замечания относительно любого из перечисленных событий в одном предложении; забавная подпись и смешная картинка добавляются по желанию. Листочки тут же прикрепляются на ватман. Получается экспресс-газета, запечатленный образ одного дня общей жизни. Наверняка найдутся добровольцы, которые заполнят пустоты рисунками, слоганами. Еще долго вокруг газеты будут толпиться читатели. И следующий урок (и не один) сможет начаться с какого-нибудь точного, острого предложения из газеты.

Рейтинг@Mail.ru