Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

КЛЮЧ К ЗНАНИЯМ


Виноградов Лев

Зачем нужны в школе уроки музыки

Может быть, это единственный предмет, который развивает в ребенке способность творчески относиться к жизни

Детские сады, начальные школы, авторы методик, и те, кто создает для детей дидактические игрушки, заняты главным образом решением одной проблемы: ребёнок должен быть, прежде всего, знающим и умным. У умного обязательно должно быть сформировано научное мышление. Поэтому главные в школе – предметы научного цикла: математика, русский, физика, химия и др. Значит (решают взрослые) ребёнка как можно быстрее нужно научить читать, писать и считать. Но где-то, в глубине нашего сознания шевелится червячок сомнения, что что-то здесь не так.… А дети в своих желаниях, стремлениях и поведении, прямо заявляют, что всё это действительно не так.

Через музыку – к математике…

Учителю музыки надоело быть аутсайдером в системе общего образования. Поэтому он сам задает себе вопрос: «Можно ли формировать научное мышление средствами музыки?»

Однажды В.В.Давыдов в ответ на этот вопрос ответил категорически: «Нет!» Он пояснил, что «научное мышление средствами искусства формировать нельзя. Средства искусства воспитывают богатейшие формы воображения, а вот воображение служит глубинной психологической основой всех форм мышления, в том числе и научного». Музыка же, как самый абстрактный вид искусства, непосредственно обращена к воображению и, значит, наиболее естественно его развивает.

Значит, для того чтобы развивалось научное мышление на предметах естественно-научных циклов, музыкантам, художникам и литераторам необходимо формировать и развивать воображение. И не просто воображение, а художественное, творческое воображение, ориентированное на красоту. Ведь без развитого воображения трудно учиться математике, а сама математика воображение не развивает. Она «нуждается» в том, чтобы развитием воображения занялась, например, музыка. В этом заключается основная связь предметов художественных и научных циклов, которые должны идти «рука об руку» на протяжении всего учебного процесса, от первого до последнего класса.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Самоучитель игры на губной гармошке", который представляет материалы для самостоятельного обучения, советы начинающим и практические рекомендации опытным харперам. Из обучающих статей на сайте garmoshka-samouchitel.ru Вы узнаете, что такое губная гармошка и как ее выбрать, как правильно ее держать и как правильно дышать во время игры на ней, познакомитесь с тремя фундаментальными правилами красивого звучания и научитесь с помощью интернет-уроков делать бенды и овербенды, извлекать трели и добиваться эффектов "вау-вау" и "тремоло". А если Вы все-таки не сможете самостоятельно освоить тот или иной прием или технику игры на губной гармонике, то к Вашим услугам опытные преподаватели, которые готовы дать Вам уроки игры на губной гармошке по скайпу.

…к общению

В начальных классах предметы эстетического цикла, возможно, стоило бы сделать главными. А в детских садах, которые сегодня превратились в подготовительные отделения по русскому языку и математике, – тем более.

Ведь воспитывая ребенка, мы стремимся развить в нем общую универсальную способность: ко всему, что его окружает, относиться творчески, т.е. преобразовывать окружающую его действительность по закону красоты. Важно, чтобы он не только мог проявлять свои творческие способности на работе, но и был способен создать счастливую семью; владел бы искусством общения с окружающими людьми.

Эта универсальная способность в человеке складывается из органического сплава интеллекта и развитого чувства красоты. Такой сплав рождается не стихийно, а в результате воспитания и обучения на протяжении всего детства, от рождения и до окончания школы.

Именно поэтому в общеобразовательной школе существуют две линии учебного процесса: предметы естественно-научного и эстетического циклов. Полноценное развитие (образование и воспитание) может происходить только при условии их органичного взаимодействия. Любой перенос акцента в ту или иную сторону ведет к искажению всего учебно-воспитательного процесса.

…к взрослению

Музыка имеет особое значение при формировании воображения и форм общения. Это чувствуют даже педагоги, далекие от музыки. Именно средствами музыкального воспитания можно усовершенствовать характер взаимоотношений людей.

Сила музыки не только в развитии чувства красоты, но и в формировании таких качеств малыша, которые помогут ему повзрослеть, приобрести качества, необходимые для школьника. Не беда, если ребенок пришел в школу, не зная ни одной буквы и ни одной цифры. Этим с ним будет заниматься специалист – учитель.

Беда, если в школе он продолжает оставаться «дошкольником». Если не умеет:

– общаться (с взрослыми и сверстниками);

– внимательно слушать;

– целенаправленно действовать;

– разбираться в новом материале.

Если ребенок:

– любое замечание воспринимает как обиду;

– вместо того чтобы выполнять задание взрослого, рисует цветочки;

– не принимает общие положения поведения в классе, постоянно вскакивает, не воспринимает заданий, которые формулирует учитель, а действует «просто так».

Всему этому ребенку надо бы научиться до школы, и это должно быть главной заботой на музыкальных занятиях в детском саду, быть в центре внимания на уроках в начальной школе.

Рейтинг@Mail.ru