Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРАКТИКА АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Демократические процедуры в образовании: проведение собраний

Из опыта работы школы, которой руководит Джерри Минц

Собрание всего коллектива или отдельных заинтересованных лиц – одно из важнейших и почти ежедневных событий в школе, которой руководит Джерри. Собрание может созвать кто угодно – учитель, ребенок, ни у кого не спрашивая разрешения, ни с кем не советуясь. Нужно лишь позвонить в специальный митинговый колокол. Звон разносится по всей школе, и, услышав его, люди бросают дела и спешат в зал, где инициатор излагает причины, заставившие его объявить срочный сбор. Если же, не дай бог, выяснится, что это чья-то глупая шутка, кто-то позвонил от скуки или от любопытства, собрание все равно состоится. Только темой его станет обсуждение поведения шутника. Правда, за последние 20 лет с колоколом никто не шутил.

Помимо демократизации атмосферы школы эти заседания дают еще один эффект – развитие речи учеников, обогащение словарного запаса. Месяцами они внимательно слушают каждого, чтобы понять, что он хочет сказать, и сами тщательно подбирают слова, чтобы их поняли, поддержали. Даже малыши через полгода начинают выражаться красиво и убедительно – и не только на собрании, но и на школьном дворе, в классе. За долгие годы выявились некоторые закономерности подобных мероприятий, образовались непреложные правила.

1. Ведение собраний – это скорее искусство, чем наука, нечто очень хрупкое, мгновенно исчезающее от любой фальши, то, что необходимо поддерживать – искренним уважением, соблюдением правил. Если дети усомнятся в том, что именно на них лежит ответственность за происходящее, они мгновенно потеряют интерес к собраниям.

2. Все существенные решения (покупка оборудования, ремонт, распределение средств) только на общем собрании, где учеников, естественно, больше, чем учителей. Педагоги еженедельно собираются на свои отдельные совещания, но никакой власти у взрослых собраний нет.

3. Руководитель школы просто обязан приходить на общий сбор, не имея в голове проекта решения, к которому хотелось бы подвести школу.

4. Собрания могут длиться часами, поскольку эмоции зашкаливают. Ведь от итога голосования зависит общая жизнь школы. Строго ограниченные по времени собрания – например, каждую пятницу с трех до четырех – редко бывают по-настоящему живыми и демократичными. Если мы действительно разбираемся во всем, что случилось за неделю и должно произойти в будущем, нам не хватит ни одного часа, ни двух. Бывают в кризисные моменты двух- и даже трехдневные собрания. Конечно, такие собрания составляют не более 10% от общего количества собраний.

5. Все решения на общем сборе принимаются простым большинством голосов. Исполнение каждого решения поручается группе добровольцев (или выбранных лиц), где опять-таки детей больше, чем взрослых. О результатах работы группа непременно докладывает собранию в оговоренный срок.

Демократия держится не только на всеобщем голосовании. Решение принимается, если достигнуто согласие заинтересованных лиц или отдельных групп. Для этого на собрании слово предоставляется каждому, чтобы были высказаны все точки зрения, услышаны все возможные варианты.

6. Правило меньшинства: обсуждение всегда начинают именно с тех, кого основная масса не поддерживает. Возможно, публичное аргументированное выступление заставит остальных изменить свое мнение. Так дети учатся отстаивать свои права, интересы, не боясь идти против большинства.

7. Каждому собранию нужен председатель. Эта роль сменная, ее время от времени исполняет каждый гражданин школы – и взрослые, и дети. В зависимости от повестки дня и личной заинтересованности те или иные люди заявляют о своем желании вести собрание.

8. Собрание не начнется без добровольца-секретаря, который записывает всю повестку и все решения в специальную толстую тетрадь. По ней можно восстановить каждый год, каждый день нашей жизни.

9. Начинается собрание с того, что председатель оглашает повестку дня (вопросы на лист вписывают все желающие на протяжении недели), спрашивает, у кого есть дополнения. Иногда удается проголосовать сразу за весь список, но бывает, час уходит на споры вокруг включения того или иного события в повестку.

10. Непременный вопрос почти каждого собрания – нарушение закона «стоп». Еще в незапамятные времена в школе был принят этот закон, чтобы избежать конфликтов, обид, возникающих из-за непонимания, неумения поставить себя на место другого. Мальчишка дерется в шутку, а партнер уже всерьез разозлился. Тот, кому не нравится происходящее, должен громко и четко сказать «стоп». И объяснить, какое действие следует прекратить.

– Хватит дергать меня за рукав.

– Хватит обзывать меня толстухой.

Если после «стопа» обидчик не угомонился, это уже настоящая война, ссора, ее будет разбирать собрание. И первый вопрос, который там зададут:

– Ты сказал «стоп»?

– А ты услышал «стоп»?

Установив нарушение важнейшего закона, собрание обычно выносит одно из двух решений: объявить предупреждение или строгое предупреждение. Удивительно, как трепетно относятся ребята к этому вроде бы несущественному различию. Простое предупреждение означает, что они воспринимают случившееся как ошибку, заблуждение, помутнение рассудка, внезапно поразившее человека. Строгое предупреждение свидетельствует о крайнем возмущении коллектива и готовности при следующем нарушении применить более радикальные меры. Вплоть до временного исключения, после которого ребенок возвращается в школу на правах новичка – с испытательным сроком, с обсуждением условий его учебы все на том же общем собрании.

Рейтинг@Mail.ru