Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2007
Третья тетрадь
Детный мир

Дуброва Надежда

«…И вдруг слышу: спасибо за уроки!»

Из сентябрьского дневника учителя первого класса

С автором этих записок наш читатель уже знаком. В недавней публикации («ПС» №15) Надежда Владимировна Дуброва рассказывала о своих первых учениках, вспоминала радости и горести, сопровождавшие их общий путь длиною в четыре года. Теперь у нее новый класс, новые заботы. И новые записи в учительском дневнике. Но быть может, уважаемый читатель, такой дневник ведете и вы? Будем рады узнать об этом.

21 августа

Через несколько дней ко мне придут новые дети. Я хотела бы стать для них самой лучшей учительницей, хотя пока ничего о них не знаю. Но уже чувствую их: в эти дни мы все делаем вместе. Они пошили форму, а я выбрала для себя костюм, они купили учебники, а я – все книги, которые мне помогут в общении с ними. У них появился первый в их жизни портфель, я тоже разбираю папки и бумаги. Мне хочется увидеть их поскорее, но ведь и им меня – тоже. Наши чувства общие: интерес, страх, радость, надежда, вера в то, что вместе у нас все получится.

Пока я знаю только имена детей: в классе тридцать два человека, есть три Насти, две Вики, два Никиты, Фаина, есть даже Бриллиант.

29 августа

Проводила с детьми собеседование. Как много мальчиков зажатых, опасающихся всего! А родители! Они беспрестанно одергивают своих детей: «Положи руки на колени!», «Думай!», «Не балуйся!» Я старалась объяснить им, что тут не экзамены в институт, что я всех возьму, но мои слова не имели действия, продолжалось то же самое: «Ты не так ответил», «Вот сейчас тебя учитель накажет». Не понимают: такое поведение мешает детям уяснить, что такое школа на самом деле.

31 августа

Сегодня все пропитано предвкушением завтрашней встречи. Урок готов, кабинет украшен, подарки приготовлены. Осталось только отдохнуть.

Но дома мои руки потянулись к флэшке: надо посмотреть урок еще раз! Идет ли музыка, вертятся ли планеты? И тут выясняется, что флэшки нигде нет. Ужас, 31 августа, 20.00! Отчаяние мое трудно передать. В поисках флэшки вся моя семья. Соседи помогают, хотя не все знают, что это такое. В 10 вечера я поняла, что искать бесполезно, и поехала в школу – посмотреть, что сохранилось в компьютере. На стенах кабинета красовались открытки и плакаты, на столе лежали книги Пушкина, но главное – мой урок в компьютере полностью сохранился.

…«Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что нынче Петя поступает в первый класс». Нужно ли говорить, что в эту ночь Петя, то есть я, совсем не заснул.

1 сентября

Ничего не помню из того, что происходило на линейке. А урок знаний прошел хорошо. Детям понравились планеты. Мы путешествовали по планетам знаний. На планете рисования нужно было, конечно, рисовать. Я предложила рисовать то, что они считают красивым. И Тёма нарисовал меня. Я не ожидала, скажу честно. Мы виделись-то всего четыре раза. Дети!

3 сентября

В вестибюле школы мы договаривались о месте, где мои ребята будут ждать меня каждое утро. Я привела их туда, где меня всегда ждали прежние ученики. Четыре года не прошли даром: 5 «А» стоял на своем месте! Я спросила своих старших детей, уступят ли они нам место? Да! Старшие смотрели на младших с одобрением, даже с каким-то умилением. Может быть, удивляясь, что сами выросли. Мне было и радостно, и грустно. Увы, мое сердце стремилось не к нарядным малышам, а к тем, с кем я прожила четыре года, деля печали и радости.

А на уроке мы рисовали цветок. У Леры такой большой цветок, что даже для стебелька места не осталось. У Олеси, по ее словам, цветок радужный. У Алины цветок был маленьким, аккуратным, как сама Алина. Я попросила всех ребят дорисовать картинку. Подхожу к Никите: «Это солнце, это облако, а это?» Никита: «Это планета». Ух ты! Значит, он не забыл свой самый первый урок?

4 сентября

С помощью загадок я вводила знаки согласия (+) и несогласия (–), на пальчиках. Кто-то давал ответ, а остальные показывали свою реакцию. Научились. Следующее задание было простым: согласен с высказыванием – покажи «+», не согласен – «–». Все шло нормально, пока я не спросила: «Мой день рождения в декабре?» Возникло замешательство. Мы поговорили о том, как быть, когда не знаешь ответа, и ввели знак «ловушка».

На втором уроке учились работать в парах. Ребята должны были обвести в своей тетради руку соседа. Девочки подошли к делу творчески, нарисовав руку с красивым маникюром. Красота – страшная сила.

Вчера мы договаривались, как впредь будем благодарить друг друга. Я им буду говорить: «Спасибо за работу!», а они мне: «Спасибо за урок!» Но сегодня я закрутилась и забыла об этом. И вдруг слышу, Диана говорит: «Спасибо за уроки!», а за ней Артем, а за Артемом Вика и еще, и еще… Как же тепло стало на душе!

5 сентября

День начался с того, что я наблюдала, как они идут в школу. Мама ведет за руку Алину, несет ее ранец. Бабушка суетится, спешит переобуть Владика. Мама Алеши предупреждает звонком, что они опаздывают. А дети за что отвечают? Вчера я дала задание: приготовиться рассказывать любимое стихотворение. Задание повторили, но родителям я о нем не сказала. Сегодня родители с удивлением спрашивают меня: «Что было задано?» Артем, например, дома сказал, что родителям нужно сочинить стихотворение, и его исполнительная мама весь вечер сочиняла.

На втором уроке работали в группах. Я рассказала, что самое важное для работы в группе – умение договариваться и слышать друг друга. Для начала каждая группа должна была договориться, какой именно предмет они будут рисовать в своих тетрадях. Началась работа. А одна группа никак не могла договориться. Андрей хотел рисовать солдата, Лиза – брата, Диана – осень, а Артем был в раздумье. «Договаривайтесь!» – «Лиза и Диана не умеют рисовать солдатов!» – сказал Артем. Не поспоришь, и я предложила что-нибудь попроще, дерево, например. Тут же у каждого в тетради появилось дерево. Но не успела я рта раскрыть, как под деревом появились солдат и брат, а сверху – облака.

6 сентября

Впервые выдала проверенные тетради. У тех, кто выполнил большую часть заданий правильно и аккуратно, в тетрадях появилась картинка медвежонка с цветочком. Объяснила, что медвежонок означает похвалу. А после выполнения очередного задания попросила их самих оценить свою работу: «Если вы старались и сделали все так аккуратно, как только вы можете – нарисуйте после узора солнышко. Если старались, но можете работать лучше – облако. Если совсем не старались – дождик». Конечно, никто не нарисовал дождь. У всех – солнышко. Только Сережа нарисовал облачко: «Я могу работать лучше».

7 сентября

Шел урок в медиакабинете. Самым интересным учебным моментом стала физминутка. Все просто: если на экране появляется картина, имеющая отношение к лету, все приседают, если появляется то, чего летом не бывает, все поднимают руки кверху. Они приседали, вскидывали руки, пока не появилась картинка «Волшебник». Что делать? Я вижу их лица. Они думают. И вдруг Фая показывает знак ловушки!

Молодцы! Мы так быстро учимся!

Рейтинг@Mail.ru