Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ


Современная модель образования должна быть создана к марту 2008 года

Такое поручение дал президент членам Совета по реализации национальных проектов

13 сентября в Белгороде состоялось заседание Президентского совета по реализации национальных проектов. Главной темой мероприятия, где выступали президент Владимир Путин и первый вице-премьер Дмитрий Медведев, стал нацпроект «Образование». Первые лица государства назвали приоритеты образовательной политики: качество образования, новые системы оплаты труда, нормативно-подушевое финансирование. Кроме того, президент и вице-премьер обозначили, в какой последовательности все это будет внедряться на практике. Предлагаем вашему вниманию наиболее важные фрагменты стенограммы выступлений В.Путина и Д.Медведева.

Владимир Путин:

– …Наш сегодняшний совет посвящен вопросам развития отечественного образования. Речь о том, как, используя механизмы нацпроекта, стимулировать системные перемены в самой отрасли. Как сделать ее более современной и восприимчивой ко всему передовому и новому.

…Без преувеличения, именно в школе и в системе профобразования закладывается будущее нашей страны. Именно здесь формируются основы ее благополучия и безопасности. Поэтому к модернизации образования – как к стратегической задаче – мы обязаны подойти со всей ответственностью.

Нам прежде всего нужна современная система образовательных стандартов. Таких, которые ориентированы не только на получение знаний, но и на формирование способности их эффективно применять. Считаю, что к разработке таких стандартов нужно привлечь лучших учителей и руководителей инновационных образовательных учреждений, в том числе побеждающих в конкурсах по проекту «Образование». А к подготовке стандартов профессионального образования – также и работодателей из числа предпринимателей и представителей бизнеса, органов госуправления, социальной сферы.

…Понятно, что ключевой вопрос – это качество самих педагогических кадров. Для его решения мы должны обеспечить конкурентную заработную плату учителей. При этом – учитывать не только объем, но и качество преподавательской работы. Кстати, сейчас в школах внедряется вот этот подушевой принцип, и в общем и целом преподаватели довольны. Практически все, с кем я вчера общался, – и в разных регионах страны, – сказали, что у всех подъем заработной платы. У всех. Делается это за счет оптимизации: школе отдаются деньги, которые ей положены на год, и руководство школы само оптимизирует расходы и численность преподавательского состава. И таким образом в этих школах ушли от оплаты труда, которая напрямую связана с загрузкой учеников – не мучают детей этими ненужными загрузками. Но – я обращаю внимание представителей правительства, и прежде всего министра образования и науки, – что выборка возможностей для повышения заработной платы по такой системе тоже имеет свои ограничители. Оптимизация произойдет, зарплата поднимется, но потом все равно нужно повышать, потом нужно повышать общий объем расходов на образование. От этого нам все равно никуда не уйти, это заранее должно быть просчитано, мы заранее должны быть к этому готовы.

В рамках нацпроекта в целом ряде регионов под эгидой Министерства образования проводится эксперимент по системе финансирования и оплате труда в школьных учреждениях. В рамках новой системы удается повысить зарплату учителей, я уже говорил, в полтора–два раза. Для школ это заметно.

Для внедрения новых методик преподавания потребуются также современные программы повышения квалификации педагогов. Нужна и эффективная система внешней оценки качества образования.

Все названные направления должны быть отработаны не только в ходе нацпроекта «Образование», но и продолжены в дальнейшем, в рамках всей отрасли. Прошу президиум нашего совета и профильное министерство детально продумать соответствующие решения.

…Уважаемые коллеги! Я говорил уже о тех впечатлениях, которые у меня есть после знакомства с людьми, которые работают в рамках национальных проектов по всем направлениям, и в общем и целом, конечно, смотрел положительные примеры. Но в целом в этих отраслях проблем еще очень и очень много. Так что у нас не должно быть никаких розовых очков. Нужно смотреть правде в глаза. Очень много проблем! И нам всем нужно напряженно работать по всем этим направлениям.

Дмитрий Медведев:

– Переход к экономике знаний требует от нас адекватного ответа на те вызовы, с которыми столкнулась система образования, ну и общество в целом. Фактически речь идет о нескольких системных задачах.

Во-первых, это задача, связанная с гибким реагированием образовательной системы на потребности рынка труда. Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения, представляя широкие возможности для профессиональной переподготовки. В рамках национального проекта мы уже поддержали тысячи школ, десятки вузов, техникумов, профессионально-технических училищ, которые внедряют такие инновационные программы. Их опыт обобщается, лучшие педагоги участвуют в профессиональной экспертизе методик, учебников. Основываясь на практике поддержки лидеров, мы перешли к выработке требований ко всей системе образования.

Во-вторых, что не менее важно для организации такой работы, это необходимость формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики.

В-третьих, эта работа – с учетом того, что из себя представляет образовательная среда, насколько она важна для каждого человека, живущего в стране, – должна быть максимально открытой и публичной, чтобы не допустить монополизма и навязывания односторонних подходов. И в ней примут участие лучшие педагоги, ученые, работодатели, руководители образовательных учреждений, представители гражданского общества в целом.

И, наконец, в-четвертых, особо отмечу важность подготовки самих педагогов. Необходимо дать учителю широкие возможности для выбора формы, модели и профессионального совершенствования. Мы начали кардинально менять систему повышения квалификации педагогических кадров, в том числе принципы ее финансирования, передавая деньги самим школам (то, о чем только что говорил президент). Такой опыт в ближайшее время должен быть распространен на всю систему образования. Это отвечает общей логике повышения самостоятельности школ, передачи им больших прав. На самом деле такие тенденции существуют не только у нас, они явственно проступают во всем мире. Качество педагогических кадров, особенно в школе, напрямую связано с уровнем заработной платы учителя, и здесь есть определенные позитивные моменты. Однако рассчитываем обеспечить и более существенный рост заработной платы, прежде всего за счет внедрения новых принципов, основанных на оценке качества преподавания.

Начиная с текущего года пилотным регионам – а их у нас 21 – уже оказана федеральная поддержка на внедрение таких подходов. В конце года мы в соответствии с поручением, которое у нас имеется, оценим, как выполняются принятые территориями обязательства – обязательства по усовершенствованию оплаты труда, по материально-техническому оснащению и в целом по обновлению сети образовательных учреждений. И только на основе этого и должны приниматься решения о дальнейшей финансовой поддержке соответствующих регионов – участников программы.

Владимир Путин:

– По результатам нашего сегодняшнего обсуждения будет подготовлен перечень поручений в соответствии с вашими рекомендациями и замечаниями. В целом он в основном будет включать в себя следующие вопросы: формирование современной модели образования, включая практику реализации в субъектах комплексных проектов модернизации образования; оценка качества образовательных услуг, разработка образовательных стандартов; создание эффективной системы непрерывного образования, внедрение механизмов оценки профессионального образования и образовательных учреждений, основанных на информационной открытости, а также постоянно действующей системы экспертного и общественного мониторинга и контроля; создание условий для академической мобильности студентов и преподавателей.

Комплексный план формирования современной модели образования должен быть подготовлен к марту 2008 года.

Далее говорится о проработке вопросов совершенствования системы финансирования учреждений профессионального образования на основе подушевых нормативов. И здесь же мы включим предложение Александра Николаевича Шохина с поручением Минфину, Минобрнауки подумать над тем, как это можно реализовать при консультации с субъектами Российской Федерации. Принять меры по совершенствованию организации подготовки и переподготовки и повышения квалификации работников системы образования всех уровней. Разработать дополнительные меры поддержки победителей олимпиад и творческих конкурсов (имею в виду предложение Виктора Антоновича Садовничего). И рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнить территориальные программы развития образования мерами по внедрению современных методов обучения. И некоторые другие замечания мы тоже учтем, поскольку велась соответствующая запись, проанализируем и дополним.

…И последнее. Где бы я ни был и с кем бы я по каким направлениям этих национальных проектов ни разговаривал, все говорят о необходимости и просят о продлении этих национальных проектов, функционировании этой системы.

Мы с вами должны подумать.

Обращаюсь к вам как к членам совета с просьбой подумать на тему о том, что конкретно из того, что мы с вами сейчас реализуем в рамках национальных проектов, должно быть заведено в нормальную систему финансирования работы. Мы ведь с вами говорим о том, что нацпроект – это пусковой механизм для решения тех или иных проблем. И если мы с вами увидим, что та или иная проблема, тот или иной вопрос начинает двигаться, то его можно заводить как бы в нормальный режим работы, переводить те или иные проблемы в сферу деятельности отраслевых ведомств и министерств (не исключая – может быть, даже и увеличивая – финансирования на те или другие направления, но уже не в рамках национальных проектов, а в рамках нормальной текущей работы министерств и ведомств). А что касается того, чтобы сохранить в особом режиме и при особом административном, политическом внимании с нашей с вами стороны, со стороны государства, со стороны парламента Российской Федерации в виде этих национальных проектов: мы с вами приняли трехлетний бюджет, и в рамках трехлетнего бюджета все вопросы с финансированием всех программ фактически решены. В будущем депутаты Государственной Думы, правительство должны будут как-то корректировать отдельные вещи, но в целом, в основном эти вопросы на трехлетку решены. Но что дальше? Об этом нужно подумать уже сейчас.

Цитируется по материалам сайта «Приоритетные национальные проекты».

Рейтинг@Mail.ru