Первая тетрадь
Политика образования
РЕПОРТАЖ
Образованный человек тот, кто обучен музыке
В Костроме существует уникальная школа. Она и общеобразовательная, и музыкально-хоровая одновременно
В обычной современной школе уроки музыки
и рисования считаются чем-то необязательным
и второстепенным. Предметы эстетического цикла, конечно, входят в учебный план и стоят в расписании.
Но чаще всего школьники воспринимают их как законную передышку между математикой и английским. Приятное,
но, в сущности, бесполезное времяпрепровождение.
Под влиянием ЕГЭ и других нововведений и ученики, и учителя волей-неволей становятся все более практичными.
И все-таки в России есть школа, где, как в Древней Греции, уверены: образованный человек – это не тот,
кто правильно заполняет тесты, а тот,
кто обучен музыке. «Мусический» – объясняют педагоги –
по-гречески означает «образованный».
В костромской школе-комплексе № 28 – два равноправных отделения: общеобразовательное и музыкально-хоровое.
С первого класса ученики изучают сольфеджио, со второго – приступают к индивидуальным занятиям по инструменту
и начинают выступать с концертами. А после девятого получают диплом о музыкальном образовании.
В выпускных классах занятия музыкой уже необязательны,
но почти никто не бросает: настолько прочно входит
в жизнь этот «необязательный» школьный предмет.
Когда-то костромская школа № 28 была обыкновенной восьмилеткой. В 1978 году на базе «продленки» здесь открылась детская хоровая школа, в которой занимались 160 человек. А 1 сентября 1990 года по инициативе тогдашнего директора Константина Морева было создано уникальное для России учебное заведение: общеобразовательная музыкально-хоровая школа. Занятия музыкой стали обязательны для всех учеников.
Казалось бы, 90-е годы меньше всего располагали к музицированию. Однако новшество неожиданно прижилось. Более того, ученики 28-й школы, которая, по словам самих педагогов, никогда не отличалась высокой успеваемостью, вдруг начали занимать призовые места на предметных олимпиадах.
С тех пор школа-комплекс № 28 является одним из лучших учебных заведений Костромы. В прошлом году выпускники показали самые высокие в области результаты по ЕГЭ. Учителя уверены: секрет этого образовательного чуда – в регулярных занятиях музыкой.
Например, по наблюдениям психологов, музыка улучшает все виды памяти: зрительную, моторную, образную. А также развивает у ребенка аналитические способности и логическое мышление, ведь любую мелодию можно «разложить» на составные части, рассчитать.
Кроме того, как утверждают педагоги школы № 28, с помощью музыки можно даже… ликвидировать безграмотность. Ведь зачастую причина орфографических ошибок заключается вовсе не в нежелании школьника учить правила, а в том, что в раннем возрасте у ребенка не были сформированы связи между слуховым анализатором и двигательной системой. Игра же на музыкальном инструменте позволяет наладить координацию между слухом и моторикой пальцев.
Классическая музыка благотворно воздействует и на здоровье школьников. А пение, по данным современных научных исследований, улучшает эмоциональное состояние, делая ребенка более устойчивым и спокойным. Психологи, работающие в костромской школе № 28, отмечают также пользу занятий в хоре, которые учат детей прислушиваться друг к другу, воспитывают в них отзывчивость и открытость.
– Наши ученики заметно отличаются от сверстников, – говорит преподавательница фортепьяно Марина Самоловцева. – Не нам одним так кажется. Учителя других школ, которые сталкиваются с ними на олимпиадах или приходят к нам на концерты, тоже это отмечают. Наши ребята гораздо раскованнее и увереннее своих ровесников, но при этом они более воспитанны. Умеют вести себя. Могут поддержать разговор на любую тему. С ними просто интересно общаться.
– Эта непохожесть вовсе не делает их изгоями, какими-то белыми воронами, – добавляет завуч школы Ольга Разгуляева, – наоборот, наши ученики – душа любой компании. Ведь человек, умеющий играть на музыкальном инструменте, везде желанный гость! Да и привыкнув со второго класса выступать на сцене, они не теряются ни при каких обстоятельствах.
Многие выпускники школы стали профессиональными музыкантами. Один работает хормейстером в знаменитом хоре Минина. Другой играет в ансамбле народных инструментов Государственного телевидения и радио. Третий преподает в Гнесинке.
– Кострому сейчас «раскручивают» как родину Снегурочки, это такой туристический бренд, – рассказывает учительница Марина Самоловцева. – Снегурочку выбирали всем городом. Ведь это дело ответственное, она же будет представлять Кострому, в том числе и на Кремлевской елке. И после долгих конкурсов выбрали нашу выпускницу! Ее даже не пришлось ничему учить. Она все прекрасно умеет – и петь, и танцевать, и держаться на сцене.
Как отмечают учителя, атмосфера у них в школе тоже не похожа на унылый дух обычного учебного заведения, откуда дети стараются поскорее вырваться на свободу. Создатель и первый директор школы Константин Морев называл свой проект школьным «домом радости». Музыка звучит здесь не только на уроках, но и на переменах. Инструменты стоят почти в каждом классе и даже в коридорах. Ребята не расходятся до позднего вечера – что-то увлеченно репетируют, сочиняют (музыку здесь пишут практически все), импровизируют.
В школе три хора (для младшего, среднего и старшего возраста), ансамбль скрипачей, ансамбль народных инструментов и ансамбль «Ложкари», в котором ребята играют на ложках. Все они регулярно выступают в Костроме, ездят с концертами по другим городам России, а «Ложкари» гастролировали даже в Англии.
– Обычно люди со стороны изумляются: как это они у вас все успевают?! – улыбается завуч Ольга Разгуляева. – А на самом деле в этом нет ничего удивительного, ведь чем больше человек занят, тем больше он успевает. Это давно известная закономерность.
Дети заняты с утра до вечера. В первой половине дня идут общеобразовательные предметы и теоретические музыкальные дисциплины, а после обеда начинаются индивидуальные практические занятия по инструменту и совместные репетиции будущих концертов.
– Когда ребенок до вечера в школе, – говорит Радомир Самоловцев, отец двоих выпускников школы, – родители могут быть спокойны, что он не болтается по улицам в дурной компании. Я, например, ни разу не пожалел, что отдал сюда и сына, и дочь. Ведь это гораздо удобнее, чем водить ребенка в обычную музыкальную школу: все под одной крышей. Кроме того, педагоги обоих направлений постоянно общаются, и это позволяет равномерно распределять нагрузки. То есть контрольную по алгебре в день концерта не назначат. А когда это не одна школа, а два разных учебных заведения, родителям приходится каждый раз самим обо всем договариваться.
В школу-комплекс № 28 неизменно большой конкурс. Однако никаких экзаменов при приеме в первый класс здесь нет. В течение трех месяцев дошкольники посещают подготовительные курсы, где педагоги присматриваются к ним, а потом просто выбирают тех, с кем бы хотели дальше работать. Такая система ни разу не дала сбоя: за все время существования школы ни один ученик не был отчислен за отсутствие музыкальных способностей.
Однако в жизни этого школьного «дома радости» далеко не все так радужно, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на популярность школы среди родителей, почти стопроцентное поступление ее выпускников в вузы и бесчисленные победы во всероссийских музыкальных конкурсах, педагоги не уверены в завтрашнем дне.
По их словам, даже самые высокие в области результаты ЕГЭ не дают гарантии, что учебному заведению позволят и дальше развиваться по его собственной стратегии. Слишком дорого обходится муниципальному бюджету необычный педагогический проект, ведь на 540 учеников здесь приходится в два раза больше учителей, чем в других школах.
Нормативное подушевое финансирование в Костромской области пока не ввели, но как только на новую систему перейдут в обязательном порядке все регионы, существование уникальной общеобразовательной музыкальной школы окажется под вопросом.
Да и воспитание человека по идеалам Древней Греции, одинаково развитого и в сфере точных наук, и в области искусства, как-то не вписывается в современную концепцию «практически ориентированного» образования, за которую все настойчивее агитируют первые лица государства.
– Постепенно роль школы сводится к натаскиванию на ЕГЭ, – хором жалуются учителя. – Цель одна: поступление в вуз. А в университетах сейчас все стремятся получить не ту профессию, которая может быть интересна тебе самому, а только ту, которая приносит деньги. Таким образом, если сократить эту цепочку, то получается, что все современное образование направлено на то, чтобы научить зарабатывать деньги. А при чем тут музыка?! На ней много не заработаешь…