Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.


Дашковская Ольга

Регионы – победители нацпроекта держат экзамен

В первую очередь – по новой (отраслевой) системе оплаты труда педагогов (НСОТ)

Недавно в Москве прошли Дни регионального образования, в ходе которых четыре субъекта РФ, победившие в нацпроекте, представили предварительные итоги реализации комплексных проектов модернизации образования (КПМО). О своем опыте рассказывали представители Воронежской, Московской, Тверской и Тамбовской областей.

Зарплату делят по-разному

Напомним, что разработчики новой системы оплаты труда считают, что она принципиально отличается от ЕТС. При НСОТ, по их словам, деньги платятся не за часы, а за качество и результативность работы учителя. Чтобы это стало возможным, школьный бюджет делится на две части: базовую и стимулирующую.

Базовая часть включает все виды деятельности педагога – учебную и внеучебную, губернаторские надбавки, коэффициенты за уровень квалификации. Стимулирующая часть – это поощрение для «наиболее достойных педагогов». Кого из учителей считать «достойным», что считать показателями качества их труда, будут решать школьные или управляющие советы.

Авторы проекта НСОТ обещают, что заработок учителей-лидеров может вырасти в два – два с половиной раза. А зарплата остальных педагогов будет индексироваться в плановом порядке. Очевидно, что при такой системе неизбежно расслоение в учительской среде, и это серьезная социальная проблема. В каждом из четырех регионов – участников конференции ее решают по-своему.

В Тамбовской области (об опыте этого региона по части построения НСОТ мы писали в «ПС» № 16) ввели глубокую дифференциацию в оплате учительского труда в зависимости от уровня квалификации. Например, доходы педагогов – обладателей высшей категории возросли на 60%, первой – на 40%, второй – на 20%.

В Тверской области зарплата педагогов также будет расти разными темпами – в зависимости от того, к какой группе будет отнесен учитель – лидирующей, средней или слабой.

Правда, стимулирующая часть здесь составляет от 10 до 15% фонда оплаты труда, что вдвое ниже аналогичных показателей в Воронежской области.

– Повышать зарплату одним за счет других – вопрос спорный, – заявила министр образования Московской области Лидия Антонова. – Градация учителей основана пока еще на субъективных критериях. Модернизация кадров в системе образования Подмосковья не будет проходить революционным путем. Наш учитель этого не заслужил. Мы стремимся не столько выделить лучших, сколько дать учителям возможность стать лучше.

Заявление жесткое. Однако экономическое развитие Московской области действительно позволяет осуществить реформы без особых потерь и социальных рисков. Чего не скажешь о других регионах...

Как родители оценят качество?

Еще одно стратегическое направление КПМО – создание региональных систем оценки качества образования (РСОКО).

Член Общественной палаты, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский называет эту задачу наиболее сложной.

– В родительском сообществе распространены архаичные представления о качестве образования, связанные исключительно с учебными успехами детей, – считает Александр Адамский.

В то время как специалисты уже сошлись во мнении, что качество образования – это набор компетентностей. И теперь эту мысль нужно донести до родителей, поскольку многие из них войдут в состав управляющих и школьных советов, распределяющих стимулирующую часть заработной платы.

Модернизация с опозданием

Темпы реализации комплексных проектов в регионах весьма разнятся. По свидетельству директора Департамента государственной политики и нормативно-правового обеспечения в сфере образования Исаака Калины, только 39% школ, расположенных на территории регионов-победителей, финансируются по нормативу, а финансово-хозяйственную самостоятельность обрело не более трети от общего числа школ.

К 2009 году эти показатели должны достичь 100%.

И хотя в запасе у регионов еще немало времени, нынешний год принято считать решающим. Иными словами, если те или иные территории будут существенно отставать по ряду важных показателей, они рискуют лишиться федерального софинансирования, объем которого в 2007 году превысит 4 млрд рублей. Регионы планируют инвестировать на эти цели 7,7 млрд рублей.

Тем временем освоение денег продвигается разными темпами – от 100%, как, например, в республиках Бурятии и Якутии, до нулевых показателей. Так, в Свердловской области федеральные средства, поступившие 22 июня, не израсходованы по той причине, что не получены необходимые разъяснения от казначейских органов.

В Тверской области, по словам начальника Департамента образования Анатолия Каспржака, задержка произошла из-за того, что была поставлена задача потратить средства «не только быстро, но и эффективно». А для этого потребовалось провести тщательную работу по подготовке конкурсной документации и утверждению региональных требований по оснащению школ. До конца года планируется осуществить крупные поставки оборудования в образовательные учреждения.

В Астраханской области конкурсы были объявлены позднее по техническим причинам: у потенциальных поставщиков отсутствовали сертификаты на школьные автобусы.

Мониторинг результатов по разным направлениям КПМО происходит еженедельно, в режиме on-line, на сайте www.kpmo.ru/. При этом субъекты РФ, в которых дела обстоят неблагополучно, обозначены на карте Российской Федерации красным цветом, успешные – зеленым, переживающие переходный период – желтым. Цвет одного и того же региона может меняться в зависимости от направления. Например, ахиллесовой пятой для большинства регионов, судя по обилию красных пятен, является подготовка документов по РСОКО, значительно меньше должников по нормативно-подушевому финансированию, еще меньше – по НСОТ.

Но, как правило, отставание наблюдается по нескольким статьям одновременно, поэтому и общий рейтинг некоторых территорий низкий, о чем сигнализирует тревожный красный цвет.

Например, не предусмотрели средств в региональном бюджете на реализацию комплексных проектов Ивановская, Псковская области и Республика Мордовия. Они же числятся среди должников, не создавших Региональные рабочие группы, отвечающие за выполнение КПМО. А также в списке тех субъектов РФ, которые не заключили соглашения с муниципальными образованиями, участвующими в проекте.

Стоит добавить, что к концу текущего года по итогам очередного конкурса КПМО экспертам предстоит отобрать еще десять регионов-победителей. А Дни регионального образования, представляющие собой своеобразные публичные отчеты перед обществом по реализации КПМО, планируется сделать систематическим мероприятием.

Рейтинг@Mail.ru