Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВРЕМЯ КАК ШКОЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА


Болсуновская Надежда

Тайм-менеджмент для школьников: приемы, методы, инструменты

Учим детей мобилизовываться и действовать быстро и успешно

В первые дни сентября вряд ли мы увидим за партами собранных и деловитых ребят. Летние каникулы расхолаживают. Как дать ребятам настрой на учебу? Каждый это делает по-своему. Кто-то сразу предлагает контрольную посложнее, чтобы подчеркнуть необходимость серьезного отношения к учебе; кто-то дает обзор предстоящей программы, нарочно заостряя внимание на трудностях, а кто-то ограничивается небольшой словесной встряской: мол, пора за работу и все тут. Однако есть и более тонкие подходы к проблеме организации учебной деятельности детей. Правда, они не «лобовые» и на моментальный результат не рассчитаны…

Когда времени мало

Однажды мне довелось работать со школьником, который тратил на приготовление уроков 12 часов в день. Когда я попросила его описать, как это происходит, он ответил: «Я сперва решу один пример, потом чаю попью, потом еще один решу, потом с кошкой поиграю, потом опять вернусь к примерам…»

Этот случай в разряд единичных не отнесешь: проблемы, связанные с неумением управлять своим временем, самые распространенные.

Для начала я обратила внимание самих детей на эту проблему, спросила их, как они распоряжаются своим временем. Из наиболее характерных ответов моих учеников: «Я всегда тяну время, когда надо делать что-то по дому… Меня сильно отвлекает телевизор – я и хочу делать уроки, но не могу от него оторваться… Я уроки начинаю делать в 23.30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы... Я делаю уроки иногда до 2.30 ночи».

Итак, они не могут себя заставить сесть за уроки, до последнего момента откладывают их выполнение; не знают, чем и как себя можно занять, кроме смотрения телевизора и игры на компьютере; ни на чем не могут сосредоточиться. Около половины детей признаются, что не планируют свой день, не имеют режима дня, а сами жалуются на нехватку времени, потому что оно целиком уходит на приготовление уроков.

Из этого следует, что тайм-менеджмент – задача не только для взрослых.

Наука

Чтобы сформировать навыки, связанные с управлением временем, мы разработали программу «Тайм-менеджмент для малышей». В нее включили специфические для тайм-менеджмента приемы: анализ количества потерянного времени с помощью календарика-пинарика и листа-хронометража; планирование дня, фиксация дня в виде плана и его проживание с использованием золотых правил управления временем; ведение ежедневника; оценка выполнения запланированного и фиксация итогов.

В рамках программы дети знакомятся с главными инструментами управления временем: календариком-пинариком, хронометражем, планом на день.

Время проекта

Метод проектов предполагает поиск школьниками способов решения проблем и непосредственно решение проблемы. В рамках программы наши школьники создают два проекта. Первый: школьники решают проблемную ситуацию, произошедшую с героем, который тратил время впустую. Обсудив в команде, дети предлагают решения проблемы и представляют свой результат в виде небольшой сценки, которую разыгрывают участники команды.

Второй проект итоговый: «Как научить школьника младших классов управлять своим временем?». Каждая команда предлагает свою книжку-малышку или газету, прочитав которую никому не захочется терять время впустую.

На всякий случай напомню читателям этапы проектной деятельности, без соблюдения которых вряд ли что-то может получиться: постановка задачи, объяснение технологий и способов действий, обсуждение временного регламента, проговаривание технологий группового взаимодействия, самостоятельная проектная работа школьников. На протяжении всей работы педагог оказывает поддержку школьникам в проектировании содержания организации командной работы. Наконец, проходит презентация итогов проектной работы и дальнейшая трансляция итогов: выставка проектных продуктов, передача их адресатам (такая задача ставилась).

Нельзя забывать о проведении итоговой рефлексии: Каковы ваши впечатления по поводу работы над проектом: что понравилось, что не понравилось, что было трудно? Была ли работа вам полезна? С какими трудностями сталкивались и как их решали? Все ли участники команды работали? Как была организована работа в команде, кто какую часть проекта выполнял? Возникали ли разногласия по ходу работы над проектом? Из-за чего они возникали и как вы их разрешали? Хватило ли вам времени для выполнения проекта?

Вопрос о времени здесь – центральный. Ведь проектные задания составлялись таким образом, чтобы дети успевали достичь цели за определенное время. Например, команде надо создать книжку-малышку за 40 минут. Если из команды будут работать 2–3 человека, а остальные займут позицию наблюдателей, то времени не хватит! Дети понимают это и работают дружно, согласованно.

Время театра

Театрализованные формы позволяют ребенку увидеть свое поведение со стороны, порой в гиперболизированном виде. Это дает мощный толчок к самоизменению. В организации работы на первом месте – лимит времени. Десять минут на подготовку инсценировки не позволяют долго раскачиваться, поэтому разрабатывать сюжет и готовить его постановку дети начинают мгновенно.

Используются ситуации-тексты, например описание одного дня, проведенного школьником, который, как понимают дети, потрачен впустую. Их работа состоит в том, чтобы найти ошибки и исправить их, описав другой день, проведенный без потери времени.

Удобны и ситуации-сценки. Несколько человек из класса спонтанно или после минимальной подготовки представляют в виде сценок ситуации, в которых люди нерационально используют время. Другие команды определяют и называют ошибки и затем «исправляют их», показывая правильный вариант.

Время текста

Мы предлагаем школьникам написать историю, в которой бы главный герой вначале терял время попусту, а потом изменился. Сочинитель эмоционально проживает со своим героем неправильные и правильные образцы управления временем, в аллегорической форме актуализирует для себя полезные правила. Замечу, что самый деликатный этап в этой работе – презентация продукта. Для многих детей индивидуальное выступление – большое испытание, и если ребенок не хочет читать работу, не стоит настаивать: давайте поймем, что ему пока еще нужна наша поддержка. Второе: мы должны защитить выступающих от насмешек и колкостей неопытных слушателей. Этот момент следует заранее оговорить с ребятами. Переключить внимание на конструктив помогают предварительно вывешенные вопросы для обсуждения: Какие правила управления временем нарушил герой? Что помогло герою перестать тратить время впустую? Чему учит нас эта история? Какой она таит в себе секрет?

Инструменты управления временем

Календарик-пинарик – это табличный календарь, где дополнительно к датам и дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час. Он ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван мотивировать ребенка на более полезное использование времени.

Ежедневно учащийся отмечает то время, которое он потратил впустую, цветным карандашом. Фиксация идет по часам. Например, ребенок с 15.00 до 22.00 играл в компьютер, обещал, что играть будет только 1 час, а затем займется разными делами. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяется цветом.

После того как день прожит, подсчитывается общее количество закрашенного времени и цифра записывается в колонке «Итоги». По итогам недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую за неделю.

Всем без исключения детям поначалу интересно вести хронометраж своих дней: «Сорок один час потерянного времени в неделю – это очень много?» – спрашивают удивленно некоторые.

Ребенок, собственноручно отмечающий потерянные часы, чувствует, что именно от него зависит качество прожитого времени. И ему хочется зачеркнуть как можно меньше квадратиков.

Опыт показал, что обязательным является самостоятельное ведение календарика в течение двух-трех недель. Ученику этого срока достаточно, чтобы у него появилось внимательное отношение к своему времени, а педагогу – чтобы заметить и обсудить с ребенком происходящие изменения.

По окончании работы необходима рефлексия: ваши впечатления от заполнения календарика-пинарика? Было ли ведение календарика полезным, почему?

Хронометраж – это тоже инструмент для анализа личного времени. Надо зафиксировать на листе бумаги все события своего дня от подъема до момента, когда ложишься спать. Так можно точнее узнать, на что именно уходит время. Ребенку предлагается делать это в течение одного-двух дней, один из них – выходной. Далее следует индивидуальное обсуждение полученных наблюдений.

Мне запомнился самый короткий хронометраж: с утра до обеда компьютер, после обеда до позднего вечера – телевизор. Ничего другого в дне этого мальчика не было. При обсуждении ребенок сам удивился однообразию своего времяпрепровождения и попытался по-другому спланировать следующий выходной.

И снова напоминаю про необходимость рефлексии, главный вопрос которой: «Была ли работа с хронометражем полезным для вас делом? Почему?»

План на день – еще один удобный инструмент в управлении временем. Обычно день планируют школьники, которые занимаются в секциях, кружках дополнительного образования. Им надо везде успеть. Большинство же детей планируют не время, а дела. Причем выяснилось, что дела по дому они планировать вообще не склонны.

Обучение планированию дня начиналось с осмысления того, что предстоит сделать завтра-послезавтра: какие мероприятия уже намечены, какие планы у родителей в отношении ребенка, что ему предстоит сделать из дел учебных, полезных и свободных.

После того как ребенок сумел очертить круг предстоящих дел, пусть он назовет наиболее важные для себя, их можно пометить специально придуманными значками. Далее очень важно и не менее интересно для ребенка перейти к планированию порядка и времени выполнения того или иного важного дела. Пусть он потренируется прикидывать в воображении порядок и время выполнения намеченного дела.

Итог работы, рефлексия по планам на день, проводится в форме рассказа ребенка о выполненных и невыполненных делах, о причинах неисполнения задуманного. Идет коррекция возникших трудностей планирования, главная из которых – желание ребенка занести в план абсолютно каждый свой шаг, в то время как вычленить из потока жизни именно дела ему очень трудно.

Тем не менее двухнедельная практика ведения планов при регулярном анализе результатов помогает сформировать у ребенка привычку действовать более целенаправленно.

Внешними атрибутами успешности работы можно считать введение в обиход детей разных форм напоминаний (напоминалок): SMS или телефонный звонок от родителей в назначенное время; поставленный на нужное время будильник, метки на руке, узелки на память, приклеенные на видном месте липкие бумажки – самые разные способы установления личных отношений с временем.

Рейтинг@Mail.ru