Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Идеи для...

Пачкать можно

Хорошо, когда в классе есть запас полиэтиленновой пленки. Например, той, что используется для укрывания огурцов в холодные ночи. Она позволит вам сохранить полы (а в начальной школе даже ковролин попадается), парты в чистоте, чем бы дети ни занимались. Защищенная пленкой поверхность не боится ни краски, ни пластилина. Пожалуйста, дорогие ученики, рисуйте, лепите. Потом пленка сворачивается, и можно снова писать, чертить, решать задачи. А испачканную пленку или выбросить, или, если вы хозяйственные люди, вымыть, высушить и снова пользоваться ею, пока не порвется окончательно. Кстати, пленка прекрасно подойдет и для изготовления театральных декораций и костюмов.

Доски на стенах

В большинстве учебных кабинетов висит на стенке одна доска, как правило, трехстворчатая. Это удобно, когда все сидят в ряд и смотрят вперед, а к доске вызывают по одному. Остальные списывают. Но если на ваших уроках ученики что-то обсуждают по группам, если сразу много народу придумывает свои задачи, предлагает свои варианты решения, то одной доской не обойтись. Повесьте несколько досок (можно для начала разделить уже имеющуюся доску на части) на разные стены. Тогда не придется всем желающим ответить толпиться на одном пятачке, не придется выворачивать шеи ученикам, работающим за сдвинутыми столами в углу класса. Если со временем досок в кабинете появится много, часть из них пригодится для личных объявлений и сообщений.

Познакомимся?

В первый день в новом классе учителю очень хочется побыстрее познакомиться с ребятами. Они точно так же хотят поскорее узнать, что за человек будет их учить в этом году. Значит, начинайте знакомиться. Вы подходите к ученику, сидящему за первой партой, пожимаете ему руку, называете свое имя и сообщаете что-нибудь о себе, например: «Здравствуй! Меня зовут Елена Михайловна. Я люблю петь, умею играть на гитаре. А как тебя зовут? Чем ты увлекаешься?» Ученик называет вам имя и сообщает что-нибудь о своих пристрастиях, увлечениях. Вы переходите к следующему ребенку, здороваетесь с ним лично, снова называете свое имя и сообщаете о себе что-то такое, чего раньше не говорили. Таким образом, в течение 10 минут вы успеете познакомиться, посмотреть в глаза каждому ученику, а дети узнают сразу много интересных подробностей о новом преподавателе, о новичках-одноклассниках. Теперь можно начинать учиться.

Улыбка на всю доску

Готовясь к первой встрече с учениками, нарисуйте на классной доске огромную улыбающуюся физиономию, подпишите: «Рад встрече с вами!» Когда ребята усядутся за партами, объясните им, что кабинет рад их приветствовать, потому так и улыбается широко – во всю доску. А что может заставить их улыбнуться? Вам как учителю это важно знать. Дайте каждому ученику листочек со смайликом, пусть ребята напишут о причинах своего хорошего настроения и подпишутся. Листочки со смайликами прикрепляются к доске вокруг нарисованной физиономии. Жизнерадостная доска должна сохраниться до конца дня, радуя ребят. А потом вы, конечно, соберете смайлики и внимательно их прочитаете. Вам действительно важно знать, почему улыбаются ваши ученики.

Начинаем с анекдотов

В начале года трудно собрать внимание учеников. Уроки начинаются через 5–7 минут после звонка: ученики шумно раскладывают вещи по партам, переговариваются, педагог делает замечания, нервничает. Попробуйте не перекрикивать шум, а упорядочить его. Объявите, что даете 2 минуты на подготовку к уроку, в это время нужно успеть рассказать анекдот, коротенькую увлекательную историю соседу по парте. По истечении отведенного времени (не поленитесь взять секундомер – так будет солиднее) попросите кого-нибудь рассказать понравившуюся историю. Посмеявшись, с запасом хорошего настроения вы начнете урок ровно через 5 минут после звонка. Только без замечаний и нервотрепки.

Два факта и одна мечта

Впервые встречаясь с новым классом, попросите ребят, кто захочет, конечно, рассказать о себе три вещи: две должны соответствовать реальности, а одна – мечта, пока неосуществленная, но желанная. Начните, естественно, с себя. Все желающие могут попытаться угадать, что из сказанного вами правда, а что – вымысел. Затем наступает очередь самого смелого ученика, потом следующего… Слушатели заинтересованно угадывают. Далеко не всегда получается отличить жизнь от фантазии, хотя многие ребята в классе знакомы друг с другом не один год. Первый день становится днем настоящих открытий.

Рейтинг@Mail.ru