Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Тагохина Ирина

Первоклассники к школе готовы. Но не все

Несколько рекомендаций: как включить детей в учебный процесс

Педагоги мысленно собирают своих учеников задолго до первого звонка. Где отдыхали? Как изменились? Подрос ли наконец Вася? Научилась ли Маша сохранять сосредоточенность хотя бы в течение 10 минут? Учителя заранее приспосабливают программу, придумывают всякие хитрости, учитывая возможности хорошо знакомых им детей. И только преподаватели будущих первоклассников пребывают в неведении. Конечно, список учеников им известен, даже поговорить с каждым удалось минут 10–15, но этого явно недостаточно, чтобы понять, кто на что способен...

Психологическая готовность детей 6–7 лет к школьному обучению

Психологическая готовность к школьному обучению – термин, необходимый в массовой школе. В обычном классе уровень актуального развития ребенка должен быть таким, чтобы стандартная программа обучения попадала в его «зону ближайшего развития». О психологической готовности ребенка к школе судят по уровню развития многих психических сфер. Но самым важным известный детский психолог Лидия Ильинична Божович считала мотивационный план. Она выделяла две группы мотивов учения.

Во-первых, социальные мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».

Во-вторых, мотивы, связанные «непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И.Божович «внутренней позицией школьника». Лидия Ильинична считала, что именно «внутренняя позиция школьника» может служить критерием готовности к школьному обучению. Она позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, то есть сознательно формировать и исполнять свои намерения и цели. Иначе это называется произвольным поведением ученика.

Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения в психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита эта произвольность к началу обучения в школе? И что делать педагогу, если она развита недостаточно?

Растем вместе

Начнем с общего утверждения: всем детям, особенно психологически незрелым, необходима разнообразная, интересная жизнь, в которой они могли бы приобрести всесторонний опыт, научиться содержательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Музицирование, рисование, конструирование, укрепление мелкой моторики. Все это будет служить развитию ребенка, в том числе его психологической готовности к школе. Но только свободная игра и занятия, которые в основном направлены на процесс, а не на результат, недостаточны для формирования у детей предпосылок учебной мотивации.

Именно сейчас, в связи с началом обучения в школе, у них впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, и деятельности, направленной на достижение объективно-значимого результата.

Поэтому так важно предложить им увлекательный учебный труд, маленькими порциями (10 минут учеба, остальное – игра, которая на самом деле тоже многому учит), наглядно, ярко и обязательно успешно.

Детям необходимо предоставить максимальную возможность движения. Например, для ответа на вопрос учителя не вставать у парты, а выбегать к доске, вспрыгивать на сцену, на возвышение у доски.

Малыш не может действовать, имея в виду далекие цели. Ему необходим результат здесь и сейчас. Учитывая эту особенность первоклашек, программный материал разбивают на небольшие учебные задачи, очень конкретные и легкодостижимые. Например, научившись писать ровно в тетради с маленькими линеечками, перейти к обычным линованным тетрадям, как у взрослых. Это обставляется как событие большой важности, к которому дети начинают стремиться. Это становится ближайшей целью учебной деятельности.

Детям младшего школьного возраста нужно ощущение успеха от каждого выполненного задания. Они должны каждый раз видеть, чему научились и как окружающие — в первую очередь учитель – оценивают их труд. Поэтому так важна для них оценка педагога, конечно, прежде всего положительная. Хотя неизменность одобрения (что бы ни сделал – все «молодец» да «молодец») приедается. Стоит время от времени делать конкретные замечания («неаккуратно» – это неизвестно о чем, а «вот эта буква вылезла из линеечки» – уже яснее), не забывая сначала отметить удачные стороны работы («первая буква на строчке красивая и ровненькая»). Главное, чтобы любая оценка, как замечание, так и похвала, были заслуженны, справедливы, от этого зависит формирование адекватной самооценки ребенка.

У первоклассника еще не сложились свои способы организации поведения. Размышление, обдумывание как самостоятельный, отдельный от действия внутренний процесс еще пока протекает с трудом. Если педагог хочет научить ребенка сначала продумывать решение, а уж потом переходить к действию, то он должен дать ему опору в какой-нибудь внешней деятельности, например, во внешней речи. «Рассуждай вслух» – это обычное и небесполезное предложение учителя, который хочет организовать и направить мышление ребенка.

Всем известно, что младшие школьники нуждаются в наглядности – картинках. Но первоклассники разглядывают картинки своеобразно: замечают какие-нибудь второстепенные, зато яркие детали и не обращают никакого внимания на учебное содержание. Поэтому выбирать наглядный материал следует с осторожностью, чтобы подчеркнуть главное, а не отвлечь от него. Например, забавный собачий портрет способен отвлечь ребенка от орфографии слова «собака», переключив его на воспоминания обо всех знакомых ему псах.

Для малыша первый учитель – почти волшебник. Он самый лучший, самый умный. Его слова – сама истина. Поэтому первоклассники задают кучу вопросов, требуя совета по каждому поводу. Не идите на поводу у детского обожания. Конечно, вы не откажете ребенку в помощи, если он сомневается, сколько линеечек отступить от вчерашней классной работы. Но ваш ответ будет неокончательным: «Думаю, одной линеечки достаточно. Но ты сам посмотри, как лучше».

Иногда стоит нарочно допустить ошибку – при всех начать настаивать на своей правоте, заставляя ребят искать аргументы, возражать вам – словом, вести диалог, а не принимать на веру каждое ваше слово.

Можно время от времени забыть сказать что-то важное и поблагодарить того, кто заметит вашу оплошность, напомнит вам, что нужно сделать. Это заставит ребят осознанно относиться к вашим словам, а не механически повторять их.

Играем!

Ведущая деятельность детей 7–9 лет – игра. И школа может не мешать играм, а сделать их более интересными.

На первом месте у первоклашек сюжетно-ролевые игры. Д.Б.Эльконин предположил, что именно в ходе коллективной ролевой игры происходят основные процессы, связанные с преодолением «познавательного эгоцентризма»: «Частое переключение с одной роли на другую, переход с позиции ребенка на позицию взрослого приводит к систематическому «расшатыванию» представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей, людей и создает условия для координации разных позиций».

Часто первоклассники, особенно девочки, играют в школу. Так как дети обычно играют в то, что имеет для них особо важный смысл, наличие игры в школу у малышей еще раз подтверждает, какое огромное место занимает школа в их жизни. Иногда эта «игра в школу» приобретает интересную форму – игры-занятия. Она становится для ребенка средством организации его учебного труда. В учебе не все дается легко, не все одинаково равно интересно, приходится напрягаться. Придавая учению форму игры, дети помогают сами себе преодолевать трудности, облегчают себе то волевое усилие, которое необходимо для приготовления уроков. Игра здесь как бы становится на службу учению.

Включитесь вместе с детьми в эту игру. Сыграйте, например, рассеянного учителя, доверьте место у доски ученику, а сами превратитесь в ученика, послушного или озорного. Вообще на уроке в первом классе уместна любая театрализация. Хорошо, если есть возвышение для сцены, ширма-занавес, куклы. Это дает возможность разыгрывать целые спектакли, в том числе и на учебные сюжеты. Время пролетит незаметно.

Все дети обожают коллективные состязательные игры. Они разбиваются на «партии», договариваются о правилах, взаимодействуют и соперничают друг с другом. Это важно для развития умения действовать организованно, соблюдать интересы других людей. Иногда такие игры уместны на уроках: викторины по командам, интеллектуальные соревнования. Но лучше всего – обычные салочки, колдунчики. Понаблюдайте за игрой детей на перемене (для этого их придется выпустить во двор побегать – благо погода пока хорошая), поиграйте с ними и как рядовой участник, и как лидер. Детская игра приобретает для малышей особенное очарование, когда в ней принимает участие взрослый. Если видите, что игра начинает надоедать, предложите усложнить правила. Это вызовет новый всплеск интереса.

Постепенно значительное место среди игр начинают занимать разного рода настольные игры, носящие интеллектуальный и индивидуально-состязательный характер (один участник выигрывает, другой проигрывает). В ряде случаев они требуют продолжительной и целенаправленной умственной деятельности (игра в домино, в шашки, первые попытки играть в шахматы и т.д.). Помимо удовольствия от процесса игры ребенок получает сознание своих личных достижений: я смог!

Организуя игру во время урока, важно продумать переход снова к учебе. Один из способов – задать вопрос: «А чему мы учились во время игры?»

Отдельно про сентябрь

Главная задача первых уроков в первом классе – познакомить ребенка с новой для него системой и с первых дней обеспечить ощущение собственной уместности в этой системе: меня приняли, я здесь нужен, я могу здесь находиться. Учитель должен постараться уделить внимание каждому ребенку, хотя, естественно, львиную долю времени будет занимать коллективная деятельность.

Как бы радостно ни прошли первые дни занятий, к середине первой четверти неизбежен кризис: спад активности у детей, капризы, усталость. Даже отказ от выполнения заданий. Многие как бы снова вернутся к детсадовской безмятежности. С одной стороны, нельзя отменять совместно принятые учебные правила. С другой – необходимо предложить ту деятельность, которую притомившиеся ученики смогут выдержать.

Не стоит поначалу задавать обязательных домашних заданий. Для многих ребят процесс учебы пока связан только со школой, только в классе они готовы решать задачки, писать в прописях. Дома первоклассники мгновенно превращаются в малышей и забывают об уроках. Вот если вы попросите желающих сделать дома что-нибудь увлекательное (для разных детей интересными могут оказаться разные занятия, поэтому и заданий должно быть несколько: нарисовать, сочинить, посчитать…), а на следующий день похвалите тех, кто что-то сделал дома, не ругая остальных, есть шанс, что со временем большинство учеников привыкнут дома готовить уроки. Тогда можно будет перейти и к обычным заданиям.

Первое время, общаясь с новым классом, попробуйте все формы работы, которые придут вам в голову, предлагайте малышам максимально разнообразную деятельность, чтобы понять, что этому классу, этим детям больше подходит. Поначалу вам придется идти от себя, от своих интересов, привычек, представлений. И это нормально. Но вам потребуется постоянно корректировать свои планы, прислушиваясь, приглядываясь к реакции детей. Вам потребуется постоянно наблюдать за ними и анализировать происходящее. В этом залог будущих успехов. Дети изучают школу, вы – детей. Они осваивают роли учеников, вы – учителя конкретного класса.

Рейтинг@Mail.ru