Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Гореславская Оксана

Элективный курс: с чего начать?

Попробуем сделать электив творческой площадкой и для себя, и для своих учеников

С началом учебного года чаще всего приходится осваивать новую область безбрежной учительской профессии: то подготовку к ЕГЭ, то новую программу или даже предмет, а теперь еще и элективные курсы. Вот и в этом сентябре наверняка с элективами впервые столкнутся сотни учителей. К счастью, они уже могут опираться на опыт коллег, которые всего несколько лет назад осваивали новую форму работы практически с чистого листа. Когда идешь вслед за кем-то, уже не так тревожно. Особенно если этот первопроходец спокойно и доброжелательно рассказывает о своих ошибках и открытиях, о том, как и ему тоже было страшно браться за совсем новое дело. Оксана Гореславская два года назад оказалась перед необходимостью разработать и вести элективный курс по русскому языку, но ее опытом вполне могут воспользоваться и те, кто преподает другие предметы. Потому что электив – это главным образом иная, непривычная форма взаимодействия с ребенком, а потом уже программы, планы и учебники.

Элективные курсы – это…

В нашей школе ученики выбирают элективные курсы уже начиная с 5 класса в рамках предпрофильной подготовки. Мне вместе с коллегами два года назад пришлось стать во многом первопроходцами в освоении этой системы обучения, поскольку программы курсов мы разрабатывали самостоятельно, опираясь на собственные профессиональные интересы и возможности, исходя из предположений о том, что может быть интересно для детей.

Оказалось, что элективные курсы – своего рода экспериментальная творческая площадка как для учителя, так и для учеников. Ведь здесь в отличие от уроков с их жестким планированием, программой, отметками можно строить обучение более гибко, ориентироваться на интересы детей и свои собственные.

Отсутствие жестких стандартов позволяет сделать обучение менее формальным, принимать в расчет реакцию детей, их эмоции и пожелания.

Учитель может попробовать новые методики, элементы новых технологий, не боясь нарушить график прохождения программы. В условиях большей свободы можно чаще использовать игру, инсценировку – все, что делает обучение более привлекательным. И ребенок, может быть впервые, понимает, что учиться можно добровольно и с удовольствием. В то же время электив для него – первый серьезный выбор в образовании. Когда школьник вместе с родителями определяется с тематикой курса, он задумывается о сфере своих интересов, о планировании, о том, что, выбирая, мы всегда отказываемся от чего-то менее важного.

В самом начале пятого класса каждый учитель на своем уроке рассказывает о том, как будут проходить занятия, а ребята выбирают один из нескольких элективных курсов. Эта коротенькая презентация должна быть понятной и привлекательной. А на первом занятии курса нужно сразу объяснить ребятам, что это не урок, отметок никто ставить не будет и можно не бояться ошибок и своего незнания. В самом начале курса непременно нужно оговорить с ребятами и форму представления результата. В нашей школе принято демонстрировать результаты дважды: в середине и в конце учебного года. Зимой проходит Фестиваль достижений, в рамках которого организуются, например, «круглые столы», презентации, брейн-ринги. Для брейн-ринга каждый электив готовит вопросы по своему профилю и судит игру, а остальные выступают в роли игроков. А в конце года ребята демонстрируют все, что узнали и сделали своими руками на занятиях: кроссворды, лото, дидактический материал, который потом используется на уроках в их параллели. Презентация может быть подготовлена в форме инсценировки или рассказа о курсе для будущих пятиклассников. Важно только, чтобы форма была не назначена учителем, а выбрана вместе с ребятами в начале года. Тогда каждое занятие, каждое пособие, сделанное своими руками, обретает смысл как вклад в предстоящее подведение итогов.

Помимо материального результата у элективного курса непременно будет и интеллектуальный. Ребята приобретают навыки работы со словарями и справочниками, учатся работать в группе, формулировать свою позицию, не говоря уже о том, что глубже узнают учебный предмет.

Постепенно ребята начинают высказываться более свободно, раскрепощаются, обретают опыт успешного ученичества. Учитель выступает и в своей обычной роли, и в качестве собеседника, напарника, партнера в задании или в игре.

Поскольку элективы – дело пока новое, учителя, ведущие их, регулярно в течение года встречаются за «круглым столом», делятся опытом, рассказывают о результатах и дальнейших планах, обсуждают особенности элективных занятий.

Проверено на себе

Когда администрация школы предложила мне в прошлом году открыть курс по русскому языку в 5 классе, я долго думала, с чего начать, что можно предложить детям. Учитывая, что русский язык с трудом дается многим ребятам, решила ориентировать курс на развитие интереса к слову, к русскому языку, предмету, столь нелюбимому многими нашими учениками.

Обычно мы боимся того, что плохо знаем. Поэтому лучший способ «наладить отношения» с родным языком – интересоваться им. Сначала я решила обратиться к своим личным интересам: что для меня самой остается загадочным и притягательным в русском языке? Прежде всего это образные, метафорические и иносказательные выражения, фразеологизмы. Таким образом, через свой собственный интерес я решила пробудить у детей желание ближе познакомиться с родным языком.

При создании программы курса я запланировала привлечь поисково-эвристический метод обучения, в котором важная роль отводится активному участию детей в процессе познания нового. В итоге ученикам пятых классов был предложен курс по выбору «Учимся понимать образные выражения».

Уже продумывая темы занятий, я стремилась к тому, чтобы вызвать и поддерживать у детей интерес к проблеме, чтобы им хотелось вновь увидеться и продолжить знакомство с образными выражениями. Для примера приведу несколько тем занятий: «Можно ли собрать дребезги?», «В поход за львиной долей», «Кто кого толкал в зуб ногой?», «За что валяли Ваньку?», «Где зимуют раки и почему они краснеют?».

Почему мы делаем из мухи именно слона, а не, предположим, бегемота? И почему нерадивого ученика не просто лупят, а дерут как сидорову козу? Именно с таких вопросов мы начинали занятия. Я предлагала детям вместе искать на них ответы. Для объяснения значения фразеологизмов использовались различные приемы, которые были призваны стимулировать самостоятельный поиск учеников.

Во-первых, к фразеологизмам подбираются иллюстрации, которые помогают пояснить значение. Следующий прием: на доске записан фразеологизм, а рядом представлен ряд толкований. Дети под руководством учителя выделяют подходящее для этого фразеологизма значение. И наоборот – дано одно толкование и ряд образных выражений, а ученики выбирают из списка фразеологизм, имеющий соответствующее значение. И наконец, в первом столбике записаны образные выражения, а во втором в произвольном порядке готовые толкования. Детям предлагается соотнести фразеологизмы с их значениями.

Нашим главным помощником с первых дней стал словарь. У каждого ученика был свой фразеологический словарик. Дети ими обменивались, выискивали самые интересные толкования фразеологизмов.

На занятиях было много удивления, радости открытия, смеха над ошибками в понимании значений фразеологизмов.

В этом учебном году я предложила ученикам уже шестых классов курс по выбору «К истокам слова». Новый элективный курс стал продолжением предыдущего, так как, работая вместе с детьми над фразеологизмами, мы постоянно обращались к истории их происхождения. Цель курса – в увлекательной, доступной форме рассказать детям о науке этимологии в целом и о происхождении отдельных слов и выражений, привлекая интересный материал из русского литературного языка и наречий, из иностранных языков. Мне хотелось побудить детей задаться вопросом, почему окружающие нас предметы называются так, а не иначе; развивать их мыслительные способности, привлечь к творческому поиску, дать почувствовать романтику открытия; расширить кругозор путем знакомства с фактами национальной культуры, истории, развивать любознательность, наблюдательность в сфере языка.

Меня очень порадовало, что этот курс выбрали те же ученики. Но были и новички: наши презентации сумели вызвать интерес к происходящему на курсе.

Ценным результатом нашей работы оказалось то, что в ходе курса ребята оказались в состоянии самостоятельно ставить перед собой задачи, продумывать пути их решения. Они сами действовали и сами отвечали за полученный результат. Кроме того, работая в сотрудничестве, сотворчестве с учителем, дети стали соавторами новых дидактических материалов: фразеологического лото и краткого этимологического словаря. Эти материалы сейчас активно используются учителями на уроках.

Рейтинг@Mail.ru