Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2007
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Краюхин Василий

Закрытие школ: схема отработана

Несколько лет назад в Государственной думе было придумано «ноу-хау»: законопроекты, могущие вызвать возмущение в обществе, стали принимать в июле, во время отпусков. Потом наступает август, депутаты разъезжаются в свои отпуска, и в сентябре законодательную машину назад уже не развернуть. Так, например, были одобрены поправки в Закон «Об образовании», с которыми из закона исчезли норма учительской зарплаты (не ниже средней по промышленности) и другие финансовые гарантии.

Сегодня депутатское изобретение с успехом использует исполнительная власть на местах, принимая решения о закрытии школ. Судя по сообщениям из разных регионов страны, школы закрывают уже по отработанной схеме, схожей с «рейдерскими» захватами предприятий.

«З0 июня на общешкольном собрании все родители проголосовали против закрытия школы, – пишут нам из Кемеровской области. – Но районные чиновники решили закрыть нашу школу любой ценой. Обоснование – частично аварийное состояние школы. Оно зафиксировано за тридцать минут комиссией и задокументировано актом без номера. Управленцы «обрабатывали» учителей, заставляя их писать заявления на перевод в другую школу. У нас, родителей, создалось впечатление, что здание нашей школы нужно для коммерческих целей…»

К сожалению, это не единственное письмо такого рода в газетной почте. А если смотреть ленты новостей, мы увидим уже десятки случаев насильственного закрытия школ. Причем именно незаконного. Стоило, например, прокуратуре Приморского края изучить документы о реорганизации пяти сельских школ (их намеревались превратить в филиалы других учебных заведений, а филиал можно закрыть без согласия сельского схода), как тут же это решение местных властей было опротестовано в суде. Власти даже не потрудились составить акт экспертизы – не нарушает ли реорганизация права детей на получение образования.

Примечательно, что там, где школы закрывают силой и вопреки мнению общественности, громче всего звучат разговоры о «качестве образования», о «равных возможностях для сельских и городских школьников».

И получается, что любой родитель, который хочет, чтобы ребенок учился в своей школе, в своем селе, оказывается в заведомо проигрышной позиции. «Что же, вы не хотите качественного образования для ваших детей? – спросит посланец из роно. – Вы лишаете их шанса на будущую достойную жизнь!» И ведь не случайно родителям, которые не отпускают своих детей в чужую школу на автобусе, грозят лишением родительских прав через суд (так было в Воронежской и Калининградской областях).

…Мы не спорим с тем, что реформа сельской школы необходима. Что сеть сельских школ, создававшаяся в другие времена, не соответствует современным условиям. Все это есть, все это реальность, такая, какая есть – неудобная, требующая локально точных решений, аккуратной управленческой работы. Ведь образование все же еще не армия, где воинская часть передислоцируется по приказу. Там, где решения принимаются, переступая через людей со всеми их возможными непониманиями и противлением новшествам, – там образование заканчивается и начинается что-то другое.

Рейтинг@Mail.ru